Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 12

Много внимания уделяется проблемам практического синтеза, в зарубежной педагогической литературе. Большое место в них отводится вопросам содержательной интеграции (551, 552, 554, 555, 560, 585 и др.). Так, А.Блюм (554), рассматривая различные степени интеграции содержания обучения, выделяет координированные, комбинированные и амальгированные программы. Координированные программы предполагают такое построение, когда знания из одной области основываются на знаниях, взятых из другой области. Например, на уроке истории при рассмотрении темы "Англия в середине Х1Х века" возможно использование материалов из произведений Диккенса. Другой вариант - максимальное сближение во времени уроков с указанной тематикой. По сути речь здесь идет о межпредметных связях, реализуемых в форме фрагментарного обращения к общей проблематике в различных областях знания, что не в полной мере отвечает потребностям формирования целостного мировоззрения. Более эффективны в этом отношении комбинированные программы различных модификаций: а) "расширенная междисциплинарная программа"; б) "связующая программа"; в) "последовательная программа". "Расширенная междисциплинарная программа" - продукт комбинации нескольких предметов в один. В качестве примера можно привести предмет "Социальные дисциплины", включающий в себя историю, географию, экономику, социологию, правоведение, антропологию. "Связующая программа" предполагает слияние нескольких дисциплин в одну, но строится на основе одного системообразующего предмета. В качестве примера может служить в данном случае "Последовательный математический проект", созданный на основе математики; учебный материал естественных и общественных дисциплин изложен в виде математических систем с логическим анализом и кодированием информации. Математика также служит для организации данных этих дисциплин в числовых, символических и графических формах. В "последовательной программе" доминирует логический подход: в ней одна тема последовательно следует одна за другой. Например, в процессе изучения истории города возникают вначале экономические проблемы, за ними - географические, экологические и т.д. Одной из форм реализации "последовательной программы" является так называемый интегрированный учебный день. Большое распространение получили за рубежом "крупноблочные" "комбинированные программы", создаваемые на основе межпредметных тем. Например, курс "Плавание в биологии и технике", объединяющий в себе спорт, биологию, физику и технику. (Институт педагогики в Кьеле (ФРГ).

Наиболее высокой степенью интегрированности обладают амальгамированные программы. В их основу положено не координация или комбинирование отраслей знаний, а максимально приближенные к условиям реальной жизни проекты. Например, проект игровой площадки, развития утопического общества и т.п. В качестве проекта -идеи может выступить одна из самых серьезных социальных проблем современного мира - отчуждение. При этом важно ее рассмотрение по меньшей мере с двух точек отсчета - с точки зрения преобладающих социальных ценностей, излагаемых в публицистике и с позиций трактовок, предлагаемых в художественной литературе.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ФРИГИЙСКИЙ ЯЗЫК , язык фригийцев, древнего населения обширного района М. Азии, т. н. Фригии; отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Представлен глоссами, надписями и собственными именами 8-3 вв. до н. э. и 2-3 вв. н. э.

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-8 ..1), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролера (министр) финансов (1774-76) провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов (свобода торговли зерном и др.); в 1776 уволен в отставку, его реформы отменены. Сочетал сенсуалистические взгляды с признанием Бога-творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

МЕНДОСА (Mendoza) Эдуардо (р . 1943), испанский прозаик. Романы "Тайна заколдованного склепа" (1979), "Город чудес" (1986).