Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 119
Со своей стороны системотехническая парадигма может быть описана (в данном случае мы вновь используем метод диалектических пар, или принцип оппозиции) следующими характеристиками: а) приоритетность и первичность частей по отношению к целому; б) принципиальная редуцируемость последнего к своим частям; в) представление о целом как результирующей, зависимой переменной;
г) понимание интеграционного процесса акта взаимодействия частей;
д) актуализация интеграционных целей осуществляется за счет поглощения, ассимиляции друг друга или взаиморедукции.
Соответственно описываемые парадигмы разнятся в понятийных и технологических средствах. Понятийный ряд системотехнической интеграции составляют категории системного подхода: связь, взаимосвязь, взаимодействие, структура, элемент, компонент и, конечно, система. Очевидно, что понятийный аппарат органической парадигмы будет эффективнее выражать ее сущность, чем более адкватно его составляющие способны отразить природу живого. Образно выражаясь, в интегративно-педагогических исследованиях, которым имплицитно свойственна органичность, необходимо достигать такого положения, при котором не человек уподоблялся бы системе (как справедливо выразился В.П.Зинченко, никто себя еще не называл системой), а кибернетизированный агрегат - человеку. Для этого необходим набор специфических понятий, к каковым мы относим диалог, сотрудничество, сотворчество, любовь, гармония, органическое целое, описание которых нами дано в статье "Категориальное поле органическое парадигмы интеграции ." (507. С.61-77). Рассматриваемые парадигмы разнятся и в технологических характеристиках. Для системотехнической парадигмы в большей мере свойственны унификация, стандартизация, универсализация, для органической - те же диалог, сотрудничество, сотворчество (508. С.58-65).
Формами интеграции в педагогике объявляются стихийная и управляемая (13. С.29); "кооперация науки, производства и учебно-воспитательного процесса" (43. С.92); полное слияние учебного материала в едином курсе, слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав; построение автономных блоков с самостоятельными программами, с самостоятельными учебниками и методиками (138. С.47) и т.д. Наиболее адекватным и полный перечень представлен Ю.С.Тюнниковым: предметно-образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная формы (307. С.22-26). На наш взгляд, данная совокупность может быть "принята за основу" при дальнейшей разработке форм педагогической интеграции. Их число, например, можно увеличить за счет форм организации обучения, форм организации воспитательной деятельности и т.д. Однако, именно приведенные в работе Ю.С.Тюнникова формы составляют классификационный стержень форм педагогической интеграции.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА , транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений (подвижной состав, станции, устройства автоматики и телемеханики, диспетчерская централизация и т. п.) для перевозки пассажиров и грузов. Различают железные дороги: общего пользования (магистральные), подъездные (в т. ч. лесовозные, рудничные и др.) и городские (трамвайные, метрополитены). Используется широкая (1668, 1520, 1435 мм и др.) и узкая (1000, 914, 891, 762 мм и др.) железнодорожная колея.
ШТАТ , в ряде государств (США, Мексика и др.) наименование государственной территориальной единицы, входящей в федерацию.
ШАТСКИЙ Николай Сергеевич (1895-1960) , российский геолог, один из основоположников учения о геологических формациях, академик АН СССР (1953). Труды по сравнительной тектонике древних платформ; под руководством Шатского впервые составлены тектонические карты СССР и Евразии. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946).