Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 121

Концептуальная форма интеграции, способствует развитию концептуального мышления, усвоению таких форм мышления, как выбор, принятие решений, оценки, нормы и др. Выработка концепции во многом зависит от ценностноаксиологической установки человека, от его личностной позиции, его уверенности в правоте своего выбора и, конечно, от его умения ориентироваться в данной ситуации и навыков отбора средств. Все это невозможно вне интегративно-целостного мышления, имеющего в качестве одного из своих основных признаков концептуальность

В параграфе предпринята попытка определения состава морфологических показателей педагогической интеграции - носителей, уровней, компонентов, направлений, типов и форм. Приведенный перечень отражает наиболее значимые элементы "анатомического строения" педагогической интеграции, представляя собой ее скелет. Наряду с этим нами не отрицается возможность осуществления определенных трансформаций внутри данного перечня. В частности это касается выведения за его рамки парадигм педагогической интеграции. Возможны изменения в его составе путем введения в него дополнительных характеристик. Например, - функций, которые рассматриваются отдельным пакетом. В целом же, как нам представляется, в параграфе представлена динамичная система структурно-морфологических составляющих педагогической интеграции, способная служить в качестве исходной эвристической модели, могущей быть использованной в процессе дальнейшего углубления в проблему построения целостной "интегративной картины образования" (Г.Н.Сериков).

3.4. Функции педагогической интеграции

В научной литературе под функцией подразумевают деятельность, способность к деятельности, значение, свойство, роль, задачу, зависимость одной величины от другой, способ проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов; форму поведения, способствующего сохранению компонентов и системы, взаимосвязь, определяющую порядок включения компонентов, частей в целое.

Функция педагогической интеграции - это способы проявления ее активности при выполнении ею определенной задачи или роли. В педагогических работах имеются прямые указания на наличие интегративных функций, М.Н.Берулава описывает методологическую, системообразующую, политехническую, организационную и другие функции содержания образования; В.С.Безрукова выделяет функции педагогической интеграции, которые она выполняет по отношению к взаимосвязи (47; 361).

К неявным (скрытым, латентным, остенсивным) показателям наличия функций педагогической интеграции можно отнести положения, раскрывающие роль и значимость ее для педагогической науки и практики. В первую очередь при этом уделяется внимание развивающей роли интеграции. "Интеграция, - замечает А.П.Беляева,_ ускоряя темпы развития производительных сил и производственных отношений, создает условия для формирования творческой личности, требует от будущих рабочих разносторонних знаний". По ее же мнению, интеграция "является рычагом оптимизации конечного результата профессиональной подготовки, служит условием, средством повышения эффективности и сокращения сроков овладения основами профессионального мастерства будущими рабочими в учебных заведениях" (43. С.22, С.58).

Страницы: 117 118 119 120 121 122 123 124 125

ЭКСЦЕНТРИКА в театре , цирке, кино, на эстраде, заостренно-комедийное, часто гротесковое изображение алогичных, нелепых действий персонажа.

ЖИВИЦА (терпентин) , бесцветная вязкая смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Сырье для получения канифоли, скипидара, бальзамов, репеллентов.

ПОЧЕСУХА , группа заболеваний кожи (почесуха Гебры, детская, летняя, зимняя и др.), характеризующихся сильным зудом и узелковыми высыпаниями. Наблюдается при неврозах, нарушениях обмена веществ, непереносимости лекарств, препаратов, резкой смене температуры и т. п.