Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 120

С некоторыми уточнениями и трансформациями изложим вкратце содержание "форм интегративного процесса" (Ю.С.Тюнников):

Предметно-образная форма интеграции связывается с развитием целостных представлений о различных сферах объективной действительности - социальной, природной, технической. Она способствует выработке знаний-представлений, знаний-образов, позволяющих обучающемуся в конечном счете самому извлекать и выстривать информацию инвариантного характера о явлениях как гомогенной, так и гетерогенной природы. При этом речь должна идти не о нивелировании качественного многообразия сфер действительности, а об открытии, нахождении общих закономерностей, свойственных этим сферам.

Понятийная форма в нашем случае касается всех областей функционирования знания в педагогике - научно-педагогической, учебно-педагогической, предметно-содержательной. во всех случаях происходит категориальный синтез, ведущий к повышению степени обобщенности понятий, расширению их функциональной сферы. Важным моментом понятийной формы интеграции является формирование комплексных (сложно-составных) понятий. Например, при интеграции педагогических и технических знаний возможны различные модификации комплексирования понятий: наращение к собственнопедагогическим понятиям производственно-технических признаков, слияние педагогических и сформировавшихся уже профессиональнопедагогических понятий и т.д. На предметно-содержательном уровне очень важно формирование понятийных узлов на основе обобщающей категории. В данной связи укажем также на факты разработки в педагогике технологии использования так называемых межпредметных понятий (145), философских и общенаучных категорий (46), усвоение которых способствует формированю целостного представления о мире.

Мировоззренческая форма интеграции выражается в объединении различных совокупностей научных фактов, гипотез, законов и теорий для раскрытия единой научной картины мира, для обобщения достижений мировой культуры. Продуктом такой интеграции являются мировоззренческие идеи, суждения и обобщения. Особенностью современного мировоззрения можно назвать наличие у человека достаточно высокого уровня рефлексивного и критического мышления. Это обусловлено тем, что возрастает число проблем, носящих полимодальный характер, логических не упорядоченных, требующих междисциплинарного, мы бы сказали, межмировоззренческого анализа и синтеза, глубоко затригивающих ценности и прироритеты и соответственно требующих поиска консенсуса между различными альтернативными точками зрения, образами мышления, культурами деятельностная форма интегрирования предполагает объединение различных видов деятельности - познавательной, трудовой, экономической и т.д. в осуществлении педагогического процесса. В качестве примера Ю.С.Тюнниковым называется объединение эстетических умений с организационноэкономическими на уроках производственного обучения.

Страницы: 116 117 118 119 120 121 122 123 124

РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Изабелла (р . 1952), итальянская киноактриса. Дочь режиссера Р. Росселлини и актрисы И. Бергман. Фотомодель, в частности, косметической фирмы "Ланком". В кино дебютировала в 1976, снявшись вместе с матерью в фильме В. Минелли "Дело времени". Лучшие роли сыграла у Д. Линча ("Синий бархат", 1986) и Э. Феррары ("Похороны", 1996).

ПЛЕНУМ (от лат . plenum - полное), 1) собрание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-либо организации. 2) Заседание всех членов высшего судебного органа.

РЕНИН (от лат . ren - почка), протеолитический фермент позвоночных животных и человека. Образуется в почках. Превращает в активные формы ангиотензины, участвующие в регуляции артериального давления крови. Определение активности ренина в крови используют для диагностики артериальной гипертонии.