Сущность и содержание воспитания Сущность и содержание воспитанияСтраница 7
Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями ее недостатков. Нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить превосходство своей точки зрения.
Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных к творческому мышлению, до поддержки существующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет мало общего с формированием действительно полноценной творческой личности. Хотя с другой стороны, каково на самом деле соотношение между творческими и нетворческими областями деятельности, можно легко представить…
2.2. Андрологическая парадигма
Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и в педагогике в целом) преобладает феноменологический подход.
Сама концепция радует тем, что ставить воспитателя и воспитуемого в более или менее равное положение. Но тут возникает другое противоречие. Для того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.
Требования к преподавателю в этом случае возрастают. Необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый из них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данном качестве. Конечно, если не сводить процесс получения образования к чтению перед аудиторией избранных разделов собственной монографии…
2.3. Акмеологическая парадигма
Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную вершину (acme – вершина).
Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя в данном случае требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей. Это дано далеко не каждому, поэтому акмеологическая парадигма скорее всего никогда не будет реализована в высшем образовании просто потому, что, строго говоря, этому невозможно научить.
2.4. Коммуникативная парадигма
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психологических тренингов (например, Life Spring). В данном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной области, от такого человека требуется коммуникабельность, разумный конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели необходимо, чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем.
ЕВНИКИЯ (Евника) Сирийская (ум . ок. 250), христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Деция, дочь мучеников Терентия и Неониллы Сирийских. Память в Православной церкви 28 октября (10 ноября).
ФИВЫ , древнеегипетский город, политический, религиозный и культурный центр. Со времени фараонов XI династии (22-20 вв. до н. э.) столица Египта. В 8-1 вв. до н. э. сохранял значение религиозного центра. Археологические раскопки с 1-й пол. 19 в. (храмы в Луксоре, Карнаке и др.).
"БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" , научное справочно-энциклопедическое издательство, Москва. Основано в 1925 как акционерное общество "Советская энциклопедия". С 1930 Государственное словарно-энциклопедическое издательство, в 1935-49 Государственный институт (в 1944-49 Государственный научный институт) "Советская энциклопедия", с 1949 Государственное научное издательство (до 1959 "Большая советская энциклопедия", до 1963 "Советская энциклопедия"), с 1963 издательство того же названия (выпускало справочно-энциклопедические и до 1974 лингвистические справочные издания). Современное название с 1991. Выпускает универсальные и отраслевые энциклопедии, энциклопедические словари по различным областям науки, техники и культуры, региональные, биографические и другие справочные издания. В 1926-91 вышло в свет 635 томов изданий общим тиражом ок. 88,5 млн. экземпляров.