Сущность и содержание воспитания
Сущность и содержание воспитания
Страница 3

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".1

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. " .Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества"2.

Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

УАЗА (Oise) , река на севере Франции (истоки в Бельгии), правый приток Сены. 302 км, площадь бассейна 16,6 тыс. км2. Протекает по Парижскому бас. Средний расход воды 95 м3/с. Судоходна, соединена каналами с рр. Маас, Сомма, Шельда.

ГХОР (Эль-Гор) , тектоническая впадина в Зап. Азии. Длина с севера на юг ок. 200 км. Дно ниже уровня моря. Ограничена крутыми склонами высотой 1000-1400 м. Включает долину р. Иордан, Тивериадское оз., Мертвое м. Полупустыня.

МЕЛАНФИЙ (сер . 4 в. до н. э.), древнегреческий художник, ученик Памфила. Плиний Старший упоминает о нем как о мастере, равном Аэтиону, Апеллесу и Никомаху. Написал портреты сикионского тирана Аристрата, стоящего у колесницы Ники-Победы, и Перикла. Картины за огромную сумму были куплены царем Египта Птолемеем Эвергетом, чрезвычайно ценившим их.