Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 37

Задание: устранить неудачное употребление местоимений: «Мальчики показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.»

II. Под работами на многозначное практическое применение мы подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных. Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется значительно большая степень сознательности.

Приведем примеры работ такого вида.

1. Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на ряд орфографических или пунктуационных правил. Этот вид работы требует от учащихся активной мыслительной деятельности – припоминания и сопоставления различных правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации решения, доказательства того или иного утверждения и т.п. Например, задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В упражнении подобраны слова на различные орфографические правила: правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на конце слова.

Прору .ь, бере .ка, в .ршина, сн .жок, ненас .ный, хле ., пала .ка, м .стерская, мес .ность, шка .чик, ст .рожка, чудес .ный, була .ка, подру .ка, д .жди, ж .лток, ле .ко.

2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности.

3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл применяемых правил.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

БЕЛОВ Евгений Алексеевич (1825-95) , российский историк. Труды о русско-немецких отношениях 18 в., русско-турецких войнах.

БЮРОКРАТИЯ (букв . - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и ...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

ЗАРЯДОВОЕ СОПРЯЖЕНИЕ (С) , операция замены всех частиц, участвующих в каком-либо процессе, на соответствующие античастицы. Сильное и электромагнитное взаимодействия не меняются при зарядовом сопряжении, а слабое взаимодействие изменяется.