Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 37

Задание: устранить неудачное употребление местоимений: «Мальчики показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.»

II. Под работами на многозначное практическое применение мы подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных. Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется значительно большая степень сознательности.

Приведем примеры работ такого вида.

1. Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на ряд орфографических или пунктуационных правил. Этот вид работы требует от учащихся активной мыслительной деятельности – припоминания и сопоставления различных правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации решения, доказательства того или иного утверждения и т.п. Например, задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В упражнении подобраны слова на различные орфографические правила: правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на конце слова.

Прору .ь, бере .ка, в .ршина, сн .жок, ненас .ный, хле ., пала .ка, м .стерская, мес .ность, шка .чик, ст .рожка, чудес .ный, була .ка, подру .ка, д .жди, ж .лток, ле .ко.

2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности.

3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл применяемых правил.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГСКИЙ (Albrecht von Brandenburg) (1490-1568) , последний гроссмейстер Тевтонского ордена (с кон. 1510); в 1525, обратив земли ордена в светское герцогство, стал первым герцогом Пруссии.

ЖАККАР (Jacquard) Жозеф Мари (1752-1834) , французский изобретатель. Создал (1804-08) приспособление для выработки крупноузорчатых тканей (машина Жаккарда).

СЮАРЕС (Suares) Андре (наст . имя Феликс Андре Ив Шантрель) (1868-1948), французский писатель, литературный и художественный критик. Эссе "Се человек" (1906), "Ценности" (1936). Книги о духовных властителях современности "Трое" (1913, о Б. Паскале, Г. Ибсене, Ф. М. Достоевском), "Трое живых" (1937, о М. де Сервантесе, Ш. Бодлере, Л. Н. Толстом).