Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 33

Остановимся на некоторых видах работ учащихся, нашедших достаточно широкое применение в практике закрепления материала по русскому языку, которые можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного) характера.

1. Прежде всего словесное воспроизведение определений грамматических понятий и формулировок орфографических или пунктуационных правил. Само собой разумеется, что усвоение учащимися основных понятий и правил должно быть сознательным, основанным на понимании существа грамматического закона и конкретных условий его действия. Но в целях более глубокого овладения основами грамматических знаний и выработки прочных умений, навыков от учащихся требуется точное запоминание формулировок определений, понятий и правил и дословное или близкое к тексту их воспроизведение.

2. Широко используются в практике закрепления ответы учащихся на отдельные вопросы по той или иной части информации, которая может воспроизводиться более или менее свободно, своими словами. Например: «Что такое приставка?», «Для чего нужна приставка?», «Как пишется слово с предлогом и с приставкой?»

3. В конце урока с целью закрепления, подведения итогов проведенной работы и одновременно с целью развития речи учащихся нередко используется такой вид работы, как последовательное изложение всего содержания нового материала, изученного на уроке. Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» детям предлагаются вопросы: «Что такое склонение?», «Какая часть слова изменяется при склонении имен существительных?», «Почему окончание изменяется?», «Все ли существительные склоняются?».

4. Эффективным видом работы является составление учащимися простого плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное» учащимися может быть составлен следующий план:

I. Имя существительное как часть речи.

II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

III. Собственные и нарицательные имена существительные.

IV. Род имен существительных.

V. Изменение по числам.

VI. Изменение по падежам.

Из воспроизводящих работ практического характера, применяемых при закреплении материала, назовем следующие.

5. Приведение примеров на только что изученное грамматическое понятие или правило. Первые примеры учащиеся обычно берут из текста учебника или сообщения учителя, а затем по аналогии, образцу дают свои (сначала простейшие) примеры.

Страницы: 29 30 31 32 33 34 35 36 37

КРЕСС-САЛАТ , травянистое растение из рода клоповник семейства крестоцветных. Родина - северо-восток и юг Африки, Передняя Азия. Возделывают во многих странах; используют как овощную культуру. Листья содержат минеральные соли, витамин C, каротин, йод, железо.

КАВАЛЛИ (Cavalli) (наст . фам. Калетти, Caletti, прозвище Бруни, Bruni) Франческо (1602-76), итальянский композитор. Представитель венецианской оперной школы. Оперы "Дидона" (1641), "Ксеркс" (1654) и др.

ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ (от греч . emphysema - наполнение воздухом, вздутие), расширение легких с уменьшением их подвижности, нарушением функций дыхания и кровообращения. Причины: хронический бронхит, бронхиальная астма и др. Проявления: одышка, цианоз, кашель и др.