Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 8

У подавляющего большинства людей (95%) вследствие доминирования левого полушария преобладающей, или ведущей, более активной является правая рука. Поэтому работать, писать и есть с помощью правой руки привычно считается единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретно-образные – в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей – левая рука. Никто пока не может объяснить, почему часть людей правши, а часть – левши и почему праворуких людей значительно больше, чем леворуких, но ясно одно: леворукость – не порок и не дефект. Оба варианта развития нормальны.

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности – левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

Все эти факты получены в исследованиях на взрослых людях. А как же обстоит дело у детей? Представляет собой «межполушарная специализация» врожденное явление или она вырабатывается?

Когда ребенок родится, у него не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия – формируются речевые области в левом полушарии и их развитие к двухлетнему возрасту достигает высокой степени. По мнению некоторых морфологов ( например, Е.П. Кононовой ), развитие речевых областей к этому сроку можно считать в основном законченным. К двухлетнему же возрасту выявляются и функциональные различия между полушариями.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ДИФФУЗИОНИЗМ , обозначение ряда направлений в этнографии и археологии нач. 20 в., объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.).

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) , швейцарский психолог и философ, основатель "аналитической психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

ЮСУПОВЫ , российские князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны:..1) Григорий Дмитриевич (1676-1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал-аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727-30);..2) Николай Борисович (1750-1831), министр Департамента уделов (1800-16), член Государственного совета (с 1823). Директор императорских театров (1791-96), руководил Эрмитажем (1797). Владелец и строитель усадьбы Архангельское, меценат. Имел картинную галерею и библиотеку. С пресечением рода в 1891 титул Юсуповых перешел графам Сумароковым-Эльстон:..3) Феликс Феликсович (1856-?), генерал-лейтенант (1915), в 1915 главный начальник Московского ВО, с 1917 в эмиграции;..4) Феликс Феликсович (1887-1957), женат на племяннице императора Николая II. Организатор и активный участник убийства Г. Е. Распутина. С 1917 в эмиграции. Автор воспоминаний.