Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 8
У подавляющего большинства людей (95%) вследствие доминирования левого полушария преобладающей, или ведущей, более активной является правая рука. Поэтому работать, писать и есть с помощью правой руки привычно считается единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретно-образные – в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей – левая рука. Никто пока не может объяснить, почему часть людей правши, а часть – левши и почему праворуких людей значительно больше, чем леворуких, но ясно одно: леворукость – не порок и не дефект. Оба варианта развития нормальны.
Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.
Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности – левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.
Все эти факты получены в исследованиях на взрослых людях. А как же обстоит дело у детей? Представляет собой «межполушарная специализация» врожденное явление или она вырабатывается?
Когда ребенок родится, у него не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия – формируются речевые области в левом полушарии и их развитие к двухлетнему возрасту достигает высокой степени. По мнению некоторых морфологов ( например, Е.П. Кононовой ), развитие речевых областей к этому сроку можно считать в основном законченным. К двухлетнему же возрасту выявляются и функциональные различия между полушариями.
ГУЛЬСТРАНД (Gullstrand) Альвар (1862-1930) , шведский офтальмолог. Труды по оптике глаза. Нобелевская премия (1911).
ИНТЕГРАЛ (от лат . integer - целый), см. Интегральное исчисление.
ЗОЛОТАРЕВ Егор Иванович (1847-78) , российский математик, академик Петербургской АН (1878). Разработал теорию делимости целых алгебраических чисел.