Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 11
Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, т.е. в нем могут сформироваться речевые зоны ; это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдаются при родовых травмах или серьезном поражении левого полушария в раннем детстве. Вопрос о том, в какой мере правое полушарие становится ведущим у левшей, изучается многими исследователями, но до сих пор единого мнения по этому вопросу нет. Пенфилд, например, считает, что и у левшей сохраняется преимущественная роль левого полушария. Однако другой канадский ученый, Б. Милнер, обследовал 123 больных – левшей и пришел к выводу, что у людей с леворукостью ведущая роль левого полушария отмечается в небольшом числе случаев – обычно у них преобладает функция правого полушария. Е.П. Кононова, изучая строение мозга детей, установила, что к двухлетнему возрасту происходит четкое разделение слоев мозговой коры, выявление выраженных особенностей клеток в каждом слое ( дифференциация их ) в речевых областях ( у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом ).
Итак, преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. Но у левшей, как показали последующие исследования, все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т.е. людьми, имеющими две правые руки : ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии – несколько ниже.
Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны ; если же у него пострадало правое полушарие – выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.
И.П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением ; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей ( вернее, амбидекстров ).
Для того, чтобы речь человека была понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, т.е. такими, которые осуществились бы без специальных произвольных усилий. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.
Строение речевого аппарата:
Центральный речевой аппарат ( регулирующий ) :
Кора головного мозга :
· подкорковые узлы
· проводящие пути
· ядра ствола
· нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.
Периферический речевой аппарат ( исполнительный ):
Дыхательный отдел:
· грудная клетка
· легкие
· бронхи
· трахея
Артикуляционный отдел ( звукопроводящий ):
· носовая полость
· ротовая полость
· глотка
Голосовой отдел :
ТЕРПЕНЫ , природные углеводороды общей формулы (С5Н8)n. Различают монотерпены (n=2), полуторные терпены, или сесквитерпены (n=3), дитерпены (n=4) и т. д. Особенно богаты терпены и их производными (терпеноидами) эфирные масла. К терпенам относятся, напр., камфора, цитраль, ментол, пинены, гераниол, терпинеол. Многие терпены и терпеноиды применяют в парфюмерии, производстве лекарств, смазочных масел, флотореагентов, инсектицидов.
МОГОЛИСТАН , государство, основанное в сер. 14 в. потомком Джагатая Тоглук-Тимуром. Территория: Вост. Туркестан, Семиречье, часть Юж. Сибири и др. В Вост. Туркестане существовало до 70-х гг. 16 в.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕКТОР , безлинзовое устройство, создающее увеличенное изображение поверхности, эмиттирующей электроны. Эмиттированные катодом (в виде острия) электроны (автоэлектронная эмиссия) ускоряются сильным радиальным электрическим полем и, попадая на внутреннюю поверхность камеры, покрытую флуоресцирующим слоем, создают увеличенное изображение острия.