Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 26

Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.

На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей, имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:

1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями.

2. ФФНР. Сложная дислалия.

Подробнее рассмотрим каждую группу.

ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций и процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического воздействия на дошкольников, имеющих ФФНР на фоне минимальных дизартрических дисфункций.

В экспериментальной группе двое детей, имеющих минимальные дизартрические нарушения, это Дима Р. и Антон А.

В контрольной группе трое детей с данным нарушением, это Миша Р., Фарукк М., Антон Б.

Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: ФФНР. Дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки различных групп. Это наиболее многочисленная подгруппа дошкольников в составе логопедической группы детей с ФФНР. Следует помнить, что неправомерно отождествлять дислалию и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (8 ч.);

- ФФНР, стертая дизартрия (2 ч.).

В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (7 ч.);

- ФФНР, стёртая дизартрия (3 ч.).

Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте – элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы.

В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие (параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3).

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ЧАТЫР-КЕЛЬ , бессточное солоноватое озеро в Тянь-Шане, в Киргизии, на высоте 3530 м. 160 км2, глубина до 20,4 м.

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.

ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович (наст . фам. Иванов) (1905-67), российский балетмейстер, народный артист СССР (1965). С 1922 артист, в 1938-44 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1944-64 главный балетмейстер Большого театра. Среди постановок: "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1940), "Паганини" на музыку С. В. Рахманинова (1960), "Ночной город" Б. Бартока (1961). Профессор ГИТИСа (с 1952). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).