Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 5

Этот общий принцип объяснения психического развития подводит непосредственно к системе собственно психологических понятий, конкретное наполнение которых необходимо выяснить прежде, чем раскрывать понятие литературного развития.

Поскольку речь идет о развитии специальном, а именно об умственном развитии человека, точнее школьника, в совершенно определенной области деятельности (в области чтения и восприятия художественной литературы, в области усвоения соответствующего учебного предмета), поскольку выяснение системы психологических понятий надо начать с вопроса о развитии умственных способностей.

В отечественной психологии за последнее время широко развернута теоретическая и экспериментальная работа по созданию научной теории способностей. Началом создания этой теории было капитальное исследование Б.М. Теплова "Психология музыкальных способностей".

Отечественные психологи рассматривают способность как сложную, синтетическую, индивидуально-психологическую особенность человека, определяющую его пригодность к той или иной деятельности.

Способности как свойства личности рассматриваются всеми отечественными психологами (не смотря на их частные разногласия) в непосредственной связи с деятельностью. Более того, в отличие от других свойств личности способности не только проявляются и формируются в определенной деятельности, но вне соответствующей деятельности они вообще не существуют. Поэтому так важна организация деятельности учащегося в процессе обучения, так важно предопределять многообразие ее видов с тем, чтобы вызвать к жизни потенциальные способности и превратить их в актуальные.

С.Л. Рубинштейн и его ученики экспериментально доказали, что мышление, понимаемое как процесс, отличается от усвоения навыков, умений, знаний, "опыта" в широком смысле.

В структуре мышления С.Л. Рубинштейн выделял два компонента: механизмы собственно мыслительного процесса (анализ, синтез, обобщение, абстракция) и способы действия, операции (грамматические, математические и другие общественно выработанные правила, регулирующие ту или иную конкретную деятельность).

Определяющим моментом в мыслительной деятельности является не "техника" мышления, а его творческое начало, умение не только владеть готовыми обобщениями. но открывать новое, восходить к более высоким обобщениям.

Соответственно ядром способности, по С.Л.Рубинштейн, является качество тех психических процессов, которые регулируют операции, а не сами автоматизированные операции, хотя без них выполнение конкретной деятельности не возможно.

Здесь особый интерес приобретает вопрос об общих и специальных способностях, о соотношении способности и одаренности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

НАДЕЖДА (Елпис) Римская (ум . ок. 137), 10-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Любовью) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября.

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406) , арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ , магнитное поле, вектор магнитной индукции которого вращается в пространстве с постоянной частотой. Получают сложением 2 и более переменных магнитных полей, сдвинутых во времени и пространстве. Используется во многих машинах переменного тока, измерительных приборах и др.