Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 3
Таким образом, в практике работы школы (несмотря на преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Такого положения могло бы не быть, если бы в средних классах школы проводилась более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся литературных способностей. Формирование литературных способностей у учащихся средних классов школы и было поставлено нами в качестве задачи исследования.
Но в нашем исследовании формирование литературных способностей не являлось самоцелью в том смысле, что мы не ставили перед собой задачу добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном творчестве и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача исследования - формирование некоторых компонентов литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе, семье, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на формирование всей личности человека. Однако, чтобы читать и глубоко воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми знаниями, развитым, воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью, чувством поэтического слова, наблюдательностью, способностью к художественному обобщению.
Литературное развитие, понимаемое как развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства (собственно творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и всесторонне связано с общим умственным развитием.
Литературное развитие можно было бы предварительно определить как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе при усвоении учебного курса литературы и в широком внешкольном общении с искусством.
Проблема литературного развития школьников в процессе обучения занимает одно из важных мест в ряду проблем изучения личности.
Значительно продвинулись за последнее время социалогические исследования, посвященные духовным интересам, склонностям и вкусам школьников в области искусства.
В современных эстетических и литературоведческих исследованиях вопрос об эстетическом восприятии включен в широкий контекст основных теоретических вопросов искусства как познания действительности. В определении искусства как формы познания познавательный акт трактуется не только как процесс художественного творчества, но и как процесс художественного восприятия. Произведение искусства для воспринимающего не только средство познания действительности, но и объект познания как самостоятельная эстетическая ценность. Этим объясняется многоаспектность изучения художественного восприятия. Эстетическое воспрятие рассматривается в трех основных аспектах: 1) исторический (анализ филогенеза эстетического восприятия); 2) с точки зрения изучения эстетического восприятия отдельной личности (онтогенез); 3) исходя из анализа эстетического восприятия как особой системы деятельности человека.
ПЕНЗА , город в Российской Федерации, центр Пензенской обл., на р. Сура. 552 тыс. жителей (1993). Железнодорожный узел. Машиностроение (заводы: дизельный, компрессорный, счетных и вычислительных электронных машин, часовой, химический, текстильный машиностроения, велосипедный и др.), легкая, пищевая, бумажная и деревообрабатывающая промышленность; завод медицинских препаратов, фабрика пианино. 5 вузов. 2 театра. Ботанический сад. Музеи: краеведческий, народного творчества, И. Н. Ульянова, Н. Н. Бурденко, В. Э. Мейерхольда. Картинная галерея им. К. А. Савицкого. Основан в 1663 как крепость. Барочный Петропавловский собор (18 в., колокольня - 19 в.), кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря (ампир, 18-19 вв.).
ЮРЬЕВ , название г. Тарту в Эстонии в 1030-1224 и 1893-1919.
ЦЕРЕЗИН , смесь твердых предельных углеводородов состава С36-С55; похож на воск, плавится ок. 68-88 °С. Получают очисткой озокерита. Применяют для изготовления консистентных смазок, как электроизоляционный материал и др.