Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 9
В связи с этим возникает вопрос о детском литературном творчестве. В условиях обучения в школе литературное творчество учащихся (сочинения на свободную тему и по жизненным впечатлениям, рассказы, стихи) - это результат литературной деятельности, и поэтому, без всякого сомнения, оно должно изучаться самым тщательным образом как показатель литературного развития.
В оценке места и роли литературного творчества школьников многие психологи присоединяются к Л.С. Выготскому, который считал, что "смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который даст новое остающееся на всю жизнь направление его фантазии".
Если творчество большого писателя имеет непреходящее общественное значение, это факт искусства, фонд национальных
народных ценностей, то творчество школьника нужно прежде всего самому "автору" для правильного развертывания, развития его духовных сил. Таким образом, и творческие опыты школьников органически входят в процесс учения, освоения жизни и искусства, в частности литературы. Годы учения сменяются годами мастерства далеко не у всех. Но зато все прошедшие это учение в школе, не став профессиональными писателями и поэтами, становятся квалифицированными читателями художественной литературы независимо от избранной профессии и рода занятий. Эту зависимость удачно выразила в свое время М.А.Рыбникова в своеобразной формуле: " От маленького писателя к большому читателю"
* * *
Если переключить изучение способности мыслить словесно-художественными образами из плана психических свойств личности в план деятельности, в план психических процессов, то прежде всего надо обратиться к таким двум основным видам духовной деятельности, как художественное читательское восприятие и литературное творчество (включая понимаемую широко литературную деятельность вообще). В этих двух видах деятельности способность мыслить словесно-художественными образами формируется и реализуется; и в то же время как психическое свойство эта способность совершенствуется, развивается, обогащается.
ЕЛЬ , род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Ок. 45 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и пр. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских о-вах и в Японии, охраняется.
ЦИС-ТРАНС-ИЗОМЕРИЯ (геометрическая изомерия) , один из видов пространственной изомерии химических соединений; заключается в возможности расположения заместителей по одну (цис-изомер) или по разные стороны (транс-изомер) плоскости двойной связи (С = С, С = N) или неароматического цикла (напр., циклогексана).
"ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ" , правительство в Северной области (сентябрь 1918 - февраль 1920, Архангельск, во главе с Н. В. Чайковским, затем генералом Е. К. Миллером). Образовано при поддержке англо-американских интервентов. Выступало против Советской власти.