Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 39

3.4. Выводы по главе.

Проведенный эксперимент позволяет сделать следующие выводы.

Формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы- критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Формирование полноценного действия контроля возможно только на основе пооперационного контроля, так как он предполагает выяснение тех операций, способов, действий, с помощью которых получен результат.

В связи с тем, что выполнение вычислительных приемов представляет собой мыслительный процесс и является сложным умственным действием, имеющим свое операционное содержание, то овладение вычислительным приемом и умение осуществлять контроль за его выполнением должно осуществляться одновременно в процессе обучения при правильной организации деятельности учащихся.

Такой подход к формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками позволит учащимся избежать трудности в вычислениях, так как ими будут усвоены все специфические особенности вычислительных приемов.

Заключение

Экспериментальная работа дает возможность сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками у младших школьников.

Действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности.

Сущность действия контроля заключена в обязательном сопоставлении, соотнесении действий с «образцом», - эталоном действия.

Следовательно, целесообразно обучать детей не только пользоваться готовым эталоном для осуществления действия контроля, но и самостоятельно разрабатывать эталон контрольного действия.

Процесс выполнения вычислительного приема и осознанное его контролирование должны быть двумя сторонами единого процесса овладения вычислительным приемом, так как при развитии действия контроля на уроках математики, совершенствуется умение осознанно выполнять вычислительные приемы.

Необходимо обучать учащихся не только общему способу контроля процесса овладения вычислительным приемом, но и умению переносить этот способ на конкретные виды вычислительных приемов.

В предположении нами были выделены условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками. Для создания условий мы разработали программу экспериментальной работы, направленную на развитие действия контроля у младших школьников.

Основываясь на программу, мы выделили этапы экспериментальной работы.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42

ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич (1743 или 1744-92) , русский писатель, историк, этнограф, экономист. Издавал сатирический журнал "И то и сьо", "Парнасский щепетильник", составил "Собрание разных песен" (т. 1-4, 1770-74), словарь "Абевега русских суеверий..." (1786). Плутовской роман "Пригожая повариха..." (1770), сказки и другие сочинения; "Историческое описание российской коммерции..." (кн. 1-21, 1781-1788).

НАРАДА , в ведийской мифологии мудрец-риши, посредник между людьми и богами.

НОВАК (Nowak) Зигфрид (р . 1930), немецкий химик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды по теоретическим основам нефтехимии, органическому катализу, пиролизу нефтепродуктов, синтезу углеводородов и др.