Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 16

О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению.

Нами были выделены и представлены в таблице уровни и критерии сформированности вычислительного навыка.

Таблица 2.

Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка

уровни

критерии

высокий

средний

низкий

1. правильность

Ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами.

Ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях.

Ученик часто неверно находит результат арифметического действия, т.е. не правильно выбирает и выполняет операции.

2. осознанность

Ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции. Может объяснить решение примера.

Ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так, а не иначе

Ребёнок не осознаёт порядок выполнения операций.

3. рациональность

Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём. Может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный.

Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, но в нестандартных условиях применить знания не может.

Ребёнок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее приводит к результату арифметического действия.

4. обобщённость  

Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести приём вычисления на новые случаи.

Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев только в стандартных условиях.

Ученик не может применить приём вычисления к большему числу случаев.

5. автоматизм

Ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде.

Ученик не всегда выполняет операции быстро и в свёрнутом виде.

Ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг своих действий.

6. прочность

Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок.

Ребёнок не сохраняет сформированные вычислительные навыки.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

НОВГОРОДОК , название эстонской крепости Вастселинна в русских летописях (12-13 вв.).

ЖМЕРИНКА , город (с 1903) на Украине, Винницкая обл. Железнодорожный узел. 41,8 тыс. жителей (1991). Вагоноремонтный, маслодельный, табачно-ферментационный заводы. Меховая фабрика и др. Известен с 18 в.

ЯЙЦЕВОД , у самок животных проток (обычно парный), служащий для выделения зрелых яиц (яйцеклеток), образующихся в яичнике. У млекопитающих и человека по яйцеводу (называемому также маточными, или фаллопиевыми, трубами) яйца проходят из яичников в матку. У пресмыкающихся, птиц яйцевод - место образования белковой оболочки и скорлупы яйца.