Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 15

Общеизвестно, что теоретической основой вычислительных приёмов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приёмов в соответствии с их общей теоретической основой. Существуют различные классификации вычислительных приёмов. Рассмотрим более детально классификацию вычислительных приёмов, предложенную Бантовой М.А., основанием которой является общность теоретической основы вычислительных приёмов, изучаемых в начальных классах.

Данную классификацию мы представили в виде таблицы.

Таблица 1.

Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы

Группы вычислительных приёмов

Теоретическая основа

Устные

Письменные

Табличные

Внетабличные

1. конкретный смысл арифметических действий

а±2,3,4; 18:6; 2×3 и т.д.

   

2. законы и свойства арифметических действий

а+5,6,7,8,9 и т.д.

54±2; 54±20; 27±3; 14×4; 81:3; 120:45; 18×40 и т.д.

49+23;

90-36 и т.д.

3. связи между компонентами и результатами арифметических действий

а-5,6,7,8,9; 21:3 и т.д.

9-7; 60:3; 54:18 и т.д.

Письменные приёмы деления и умножения

4. изменение результатов арифметических действий

 

46+19; 25×5; 300:50 и т.д.

512-298 и т.д

5. вопросы нумерации чисел

а±1

10+6; 16-10; 1200:100; 40±20 и т.д.

Письменные приёмы деления и умножения

6. правила

а±0

а×1; а:1; а×0; а:0; 0:а

 

Как видим, все вычислительные приёмы строятся на той или иной теоретической основе, причём в каждом случае учащийся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приёмов.

Это реальная предпосылка овладения учащимися осознанными вычислительными навыками.

Общность подходов каждой группы – есть залог овладения учащимися обобщёнными вычислительными навыками.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность. Вместе с тем, учитывая, что ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций, мы относим к основным критериям и степень овладения умением контролировать себя при выполнении вычислительного приёма.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

САНТА-КЛАРА (Santa Clara) , город на Кубе, адм. ц. пров. Вилья-Клара. 174 тыс. жителей (1982). Механический завод. Пищевкусовая, цементная, текстильная промышленность. Университет. Основан в 1689.

НИЧТО , категория ряда философских систем, означающая отсутствие, небытие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще.

СИГМА , греческая буква ?, ?. В математике символ ? часто употребляют для обозначения суммы.