Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 15

Общеизвестно, что теоретической основой вычислительных приёмов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приёмов в соответствии с их общей теоретической основой. Существуют различные классификации вычислительных приёмов. Рассмотрим более детально классификацию вычислительных приёмов, предложенную Бантовой М.А., основанием которой является общность теоретической основы вычислительных приёмов, изучаемых в начальных классах.

Данную классификацию мы представили в виде таблицы.

Таблица 1.

Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы

Группы вычислительных приёмов

Теоретическая основа

Устные

Письменные

Табличные

Внетабличные

1. конкретный смысл арифметических действий

а±2,3,4; 18:6; 2×3 и т.д.

   

2. законы и свойства арифметических действий

а+5,6,7,8,9 и т.д.

54±2; 54±20; 27±3; 14×4; 81:3; 120:45; 18×40 и т.д.

49+23;

90-36 и т.д.

3. связи между компонентами и результатами арифметических действий

а-5,6,7,8,9; 21:3 и т.д.

9-7; 60:3; 54:18 и т.д.

Письменные приёмы деления и умножения

4. изменение результатов арифметических действий

 

46+19; 25×5; 300:50 и т.д.

512-298 и т.д

5. вопросы нумерации чисел

а±1

10+6; 16-10; 1200:100; 40±20 и т.д.

Письменные приёмы деления и умножения

6. правила

а±0

а×1; а:1; а×0; а:0; 0:а

 

Как видим, все вычислительные приёмы строятся на той или иной теоретической основе, причём в каждом случае учащийся осознают сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приёмов.

Это реальная предпосылка овладения учащимися осознанными вычислительными навыками.

Общность подходов каждой группы – есть залог овладения учащимися обобщёнными вычислительными навыками.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность. Вместе с тем, учитывая, что ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом – системой операций, мы относим к основным критериям и степень овладения умением контролировать себя при выполнении вычислительного приёма.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

ФЕОФАН (ок . 760-818), византийский хронист, автор "Хронографии", охватывающей период 3-9 вв.

ГУСА (Husa) Вацлав (1906-65) , чешский историк. Труды по истории Чехословакии.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ , один из органов Европейского Союза. С 1979 избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства (по итогам выборов в июне 1994 Германия имеет 99 мандатов, Франция, Италия, Великобритания - по 87, Испания - 64 и т. д.). Хотя Европейский парламент имеет в основном консультативные функции, с 80-х гг. его существенные полномочия в ряде важных сфер деятельности Европейского Союза расширялись. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбуре (Франция), чрезвычайные заседания - в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; секретариат - в Люксембурге.