Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками
Страница 20

Названные стадии не имеют четких границ: одна постепенно переходит в другую.

В системе Л. В. Занкова [2] формирование навыков проходит три принципиально различных этапа.

Первый этап – осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения. На этом обязательно прослеживается, оценивается и создается каждый шаг в рассуждениях детей, устные рассуждения переводятся в запись математическими знаками. Отсюда вытекает характерный признак этого этапа - подробная запись выполнения операции, с которой в данный момент работают ученики. На этом этапе практически не используется прямой путь. Он возникает только при выполнении промежуточных, знакомых детям операций. Результатом этого этапа является выработка алгоритма выполнения операции и его осознание.

Главным направлением второго этапа является формирование правильного выполнения операции. Для достижения этой цели необходимо не только использование выработанного на 1 этапе алгоритма выполнения операции, но, может быть, в еще большей степени, свободная ориентация в ее нюансах, умение предвидеть. К чему приведет то или иное изменение компонентов операции. В силу этого на втором этапе используются оба пути формирования навыков, однако косвенный путь продолжает быть ведущим, прямой же используется в качестве подчиненного.

Третий этап формирования навыка нацелен на достижение высокого темпа выполнения операции. Именно на этом этапе на первый план выходит прямой путь формирования навыка. Главная задача учителя – построить работу так, чтобы дети хотели выполнять необходимые вычисления и получали от этого удовольствие.

2.2. Особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением.

В исследовании Т. А. Матис [39] изучались пути формирования рефлексивного контроля в совместной учебной деятельности младших школьников. Было обнаружено, что контроль начинает формироваться у детей при совместном решении учебных задач. Важным условием формирования названного учебного действия стало превращение детьми анализа предметного содержания в анализ собственных способов действия в данном содержании (т.е. осуществление рефлексии этих способов). Особую роль в таком превращении играли знаково-символические схемы, позволяющие детям совместно планировать свои действия и контролировать их выполнение. Распределяя между собой и выполняя поочередно то планирование, то контроль за ним, учащиеся с помощью этих схем могли удерживать обе цели внутри сложного совместного действия. По мере его овладения происходило свертывание планирования и отпадала необходимость внешнего контроля за ним со стороны другого ученика: наблюдалось слияние планирования и контроля в одном индивидуальном действии – рефлексивном контроле.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ОТХОДНИЧЕСТВО , в России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после крестьянской реформы 1861.

ЯЙЦЕВОД , у самок животных проток (обычно парный), служащий для выделения зрелых яиц (яйцеклеток), образующихся в яичнике. У млекопитающих и человека по яйцеводу (называемому также маточными, или фаллопиевыми, трубами) яйца проходят из яичников в матку. У пресмыкающихся, птиц яйцевод - место образования белковой оболочки и скорлупы яйца.

ЛЮМЕТ (Lumet) Сидни (р . 1924), американский актер и кинорежиссер. Выступал на сцене с 4-х лет. Работал на телевидении, с 1951 создатель т. н. "золотой эры телефильма". В 1957 дебютировал в "большом кино" фильмом "12 разгневанных мужчин". Работает в различных жанрах, объединенных глубоким социально-психологическим драматизмом ("Телесеть", 1976; "Князь города", 1981; "Вердикт", 1982; "Даниэль", 1983; "На следующее утро", 1986 и др.).