Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)Страница 12
Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так а появившийся в ходе развития науки и практики.
Например, доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе.
- принцип развивающего и воспитывающего характера О2;
- принцип научности содержания и методов учебного процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности обучения;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
В основу выделения этой системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабстского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и других.
Помимо общедидактических принципов, перечисленных выше, при обучении письму используются и принципы, вытекающие из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и так далее) на основе психофизиологических особенностей детей.
При формировании каллиграфических навыков у младших школьников наблюдается использование всех принципов, но методисты (Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и другие) большее внимание уделяют таким принципам, как:
- принцип наглядности;
- принцип сознательности;
- принцип повторности;
- принцип посильности;
- принцип учета индивидуальных особенностей;
и специфическому принципу
- совместного обучения чтению и письму.
Т.О., проанализировав систему принципов П.И. Пидкасистого и системы принципов Т.П. Сальниковой, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколовой и других, мы решили объединить эти системы принципов и дать их характеристику, с точки зрения педагогики методики обучения письму.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
ЖЕНЕВЬЕВА (Genevieve) , Геновева (лат. Genoveva, Genovefa) (ок. 422 - ок. 500), христианская святая, покровительница Парижа. Память 3 января.
ЕВФИМИЯ Всехвальная , Халкидонская (ум. 304), великомученица, пострадавшая в гонение императора Диоклетиана. Существует предание, что на 4-м Вселенском соборе мощи святой Евфимии были использованы для разрешения спора о монофиситстве: свитки с православным и еретическим исповеданиями веры были положены рядом в гроб великомученицы; по новом открытии мощей оказалось, что православный свиток находился в правой руке св. Евфимии, а еретический лежал у ее ног. Память в Православной церкви 11 (24) июля и 16 (29) сентября, в Католической 16 сентября.
ЗЕМСКАЯ СТАТИСТИКА , статистическая работа земств по обследованию сельского хозяйства. Зародилась в 1870-х гг. с началом сбора материалов об объектах земского обложения. В 1890-х гг. получила широкое распространение. К 1913 собран материал по 305 уездам Российской империи; составлены описи 4,5 млн. крестьянских дворов.