Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)Страница 12
Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так а появившийся в ходе развития науки и практики.
Например, доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе.
- принцип развивающего и воспитывающего характера О2;
- принцип научности содержания и методов учебного процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности обучения;
- принцип связи обучения с жизнью;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
В основу выделения этой системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабстского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и других.
Помимо общедидактических принципов, перечисленных выше, при обучении письму используются и принципы, вытекающие из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и так далее) на основе психофизиологических особенностей детей.
При формировании каллиграфических навыков у младших школьников наблюдается использование всех принципов, но методисты (Т.П. Сальникова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и другие) большее внимание уделяют таким принципам, как:
- принцип наглядности;
- принцип сознательности;
- принцип повторности;
- принцип посильности;
- принцип учета индивидуальных особенностей;
и специфическому принципу
- совместного обучения чтению и письму.
Т.О., проанализировав систему принципов П.И. Пидкасистого и системы принципов Т.П. Сальниковой, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколовой и других, мы решили объединить эти системы принципов и дать их характеристику, с точки зрения педагогики методики обучения письму.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
ГИДРЫ , отряд гидроидных. Длина до 3 см. 10 видов, широко распространены в пресных водоемах. Размножаются половым путем и почкованием. Способны к регенерации.
САВОЙЯ (Savoie) , историческая область во Франции, в Альпах. На территории Савойи - департамент Савойя и Верх. Савойя. 4,9 тыс. км2. Население 950 тыс. человек (1992). Главный г. - Шамбери.
КИРПИЧЕВ Виктор Львович (1845-1913) , русский ученый, автор многих трудов и учебных руководств по теоретической и прикладной механике и сопротивлению материалов. Первый директор Харьковского технологического (1885-98) и Киевского политехнического (с 1898, уволен в 1902 в связи со студенческими волнениями) институтов.