Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 10

Изменяется характер движений руки в процессе письма в следующем направлении: а) рука привыкает к совершению движений, наиболее удобных и экономичных: вниз, на себя – основное движение при письме и соединительное с большим наклоном – при письме вверх, до начала письма следующего основного элемента; б) движения укрупняются – одним импульсом совершается безотрывное письмо нескольких букв (обычно 3-4); в) в связи с этими особенностями движений письмо становится более ритмичными и плавными. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.

Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв, что отражается в стереотипности одинаковых букв при письме – начинает вырабатываться почерк. Однако стереотипность движений динамична. Уже к концу первого года О2 у одного и того же ученика отметить, что определенная буква при повторном написании в тексте похожа на такую же букву, ранее написанную (одинаковые закругление, форма поворота, наклон элемента и так далее). Но во II классе, когда будет приобретаться большая свобода и уверенность движения и форма букв усовершенствуется, они станут несколько другими. Еще больше сходства будет между одними и теми же буквами в письме одного и того же ученика. С каждым годом движения становятся все более закрепленными, стереотипными. Поэтому изменение, исправление почерка ученика III-IV классов задача чрезвычайно трудная (Т.Н. Боркова, Н.Т. Орлова), хотя почерк у учащихся далеко не сложился и будет еще меняться. Это объясняется, видимо, закреплением однотипных движений при письме букв при данной скорости письма и закреплением других приемов письма.

Постепенное увеличение скорости письма, приобретение ритма движений в процессе письма, стремление руки совершать наиболее экономные движения приводят к более связному письму, в котором форма букв изменяется и ее стереотип. На изменение формы букв в процессе беглого письма влияет и поиск индивидуального стиля письма. Такое стремление, часто подражание почеркам взрослых, наблюдается уже у учащихся V-VI классов, когда процесс письма если еще и не достиг полной автоматизации, тем не менее совершается без труда.

Д.Н. Богоявленский совершенно правильно поднимает вопрос о механизме автоматизации (в частности, автоматизации орфографического навыка): «…во-первых, постепенное уменьшение роли осознания своих действий; во-вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений; в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса; в-четвертых, усовершенствование приемов выполнение действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизированных действий…» [11, с.100]. Видимо, имеется много общего и в автоматизации других навыков, а в частности и навыка письма, только перенести эти ступени надо в область двигательной сферы.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА , в Российской Федерации тип общеобразовательной школы для детей с 7(6)-летнего возраста в составе 1-3(4)-го класса. Начальные школы открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих 8(9)-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4-8(5-9)-м классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.

ЛЕПЕХИН Иван Иванович (1740-1802) , российский путешественник и натуралист, академик Петербургской АН (1768). Руководил экспедицией АН 1768-72 в Поволжье, на Урал и север Европейской части России. Основной труд "Дневные записки путешествия..." (т. 1-4, 1771-1805) - одно из крупных произведений русской научной мысли 18 в.

ГРЕНОБЛЬ (Grenoble) , город на юго-востоке Франции, в Альпах, на р. Изер, административный центр деп. Изер и главный город исторической обл. Дофине. 151 тыс. жителей (1990, с пригородами ок. 400 тыс. жителей). Машиностроение, бумажная, химическая, легкая промышленность. Университеты. Центр ядерных исследований. Музей Стендаля (родился в Гренобле). Крипта Сен-Лоран (кон. 8 в.), собор Нотр-Дам (11-13 вв.). Музей изящных искусств. Центр зимних видов спорта. X зимние Олимпийские игры (1968).