Формирование личности в младшем школьном возрасте
Формирование личности в младшем школьном возрасте
Страница 5

Усваиваемая форма поведения становится устойчи­вой в том случае, если ребенок, с одной стороны, на­учается соответствующим способам поведения, с дру­гой -если у него возникает внутреннее побуждение вести себя согласно усвоенным образцам.

Воспитание устойчивости нравственно-психологиче­ских качеств ребенка требует определенной организации как его мотивационной сферы, так и поведения.Что касается мотивации, то устойчивость качества возникает, во-первых, когда ребенок испытывает потреб­ность в том поведении, которое составляет основу дан­ного качества; -во-вторых, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стре­мится. Это последнее положение нам хотелось бы осо­бенно подчеркнуть, так как до сих пор в педагогике нет достаточного понимания необходимости включать в про­цесс воспитания собственную активность ребенка. Между тем исследования показывают, что важнейшим условием успешного воспитания является наличие предъявленных ребенку (может быть, даже в наглядном плане) образцов и мобилизация у него активного стремления к овла­дению этими образцами. Часто можно и сейчас встретить учителей и воспитателей, глубоко убежденных в том, что одним из эффективных методов воспитания яв­ляется принуждение детей подчиняться предъявляемым им требованиям, и непонимание того, что нравствен­ное формирование личности невозможно путем при­нуждения.

4. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этэй основе у них начинает опреде­ляться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъ­являемых не только учителями, но и товарищами, появ­ляются новые нравственные чувства и потребности.

Мы уже указывали на решающее значение для раз­вития личности ребенка младшего школьного возраста того факта, что вместе с поступлением в школу он всту­пает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, до­школьная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школь­ников и общую учебную целеустремленность.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, за­интересованность делами других детей, делами класса.Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросаю­щаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся при­думать такой же).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

МЕТАФОРА (от греч . metaphora - перенесение), троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов").

САРАМА , в индуистской мифологии собака - посланница Индры.

ВИССАРИОН Ларисский (16 в .), архиепископ, основатель Дусикского монастыря в Фессалии. Память в Православной церкви 15 (28) сентября.