Формирование личности в младшем школьном возрасте
Формирование личности в младшем школьном возрасте
Страница 3

Однако наши исследования показывают, что к III— IV классам те мотивы, которые составляли основу пове­дения и деятельности младшего школьника, начинают постепенно ослабевать и что, следовательно, надо свое­временно подготовить условия для возникновения новой, не менее значимой для личности школьника мотивации.

Напомним, что у учащихся I—II классов их потреб­ности и стремления, их интерес и переживания в первую очередь связаны с их новым общественным положением. Однако к III—IV классам дети уже привыкают к этому положению, осваиваются со своими новыми обязанностя­ми, овладевают необходимыми требованиями. Непосред­ственное переживание значимости положения школьника, его новизны и необычности, которое первоначально вызы­вало у детей чувство гордости и без всяких дополнитель­ных воспитательных мероприятий порождало у них стрем­ление быть на уровне предъявляемых к ним требований, теряет свою эмоциональную привлекательность.

Вместе с тем и взрослый в этот период начинает зани­мать в жизни детей уже иное место. Во-первых, с возра­стом дети становятся все более самостоятельными и ме­нее зависимыми от помощи взрослых. Но самое главное заключается в том, что, поступив в школу, они обретают новую сферу жизни, полную своих собственных забот, ин­тересов, своих взаимоотношений со сверстниками.

Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет по­ложение ребенка среди других детей и обеспечивает пере­живание им большего или меньшего эмоционального бла­гополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.

3. Формирование у младшего школьника нравственных качеств личности.

В советской психологии подавляющее большинство исследователей также отмечает огромное значение при­вычных форм поведения для формирования нравствен­ной стороны личности ребенка. С. Л. Рубинштейн, напри­мер, утверждает, что « .побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль, как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привы­чек—привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй нату­рой» человека» Большое значение при­вычкам придают также Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов и другие.

Мы предположили, что в основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка. Кроме того, мы предположи­ли, что закрепление «упражняемых» форм поведения и возникновение у ребенка потребности действовать со­ответственно этим усвоенным формам происходит лишь в том случае, если «упражнение» осуществляется только по определенным мотивам. Если же данная форма пове­дения осуществляется по принуждению, то хотя ребенок и приучается действовать по требованиям окружающих, однако у него не возникает потребности поступать так же и в тех случаях, когда отсутствует это требование или контроль за его выполнением. Следовательно, пове­дение, выработанное по принуждению, не является устой­чивым и не соответствует тому главному нравственному критерию, который был выдвинут А. С. Макаренко: хо­рошо нравственно воспитанный ребенок должен посту­пать правильно не только на людях, но и наедине с са­мим собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ТИЕСТ , см. Фиест.

ТАТАРСКИЙ Валерьян Ильич (р . 1929), российский радиофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по распространению электромагнитных и звуковых волн в случайно-неоднородных, в т. ч. турбулентных, средах. Государственная премия СССР (1990).

ЦЕРКОВЬ [ от греч . kyriake (oikia), букв. - божий дом],..1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в "таинства" (прежде всего евхаристии). Универсальный ("вселенский"), "кафолический" ("соборный") характер церкви как мистического "тела Христова" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством)...2) Христианский храм...3) В расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.