Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Страница 21

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

· временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

· сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов:

· отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

· атмосфера публичного выступления;

· необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата н соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на (явление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, (выделение новых функций методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

МУЗЕУС Иоганн Карл Август (1735-87) , немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.

ЕВФИМИЯ Всехвальная , Халкидонская (ум. 304), великомученица, пострадавшая в гонение императора Диоклетиана. Существует предание, что на 4-м Вселенском соборе мощи святой Евфимии были использованы для разрешения спора о монофиситстве: свитки с православным и еретическим исповеданиями веры были положены рядом в гроб великомученицы; по новом открытии мощей оказалось, что православный свиток находился в правой руке св. Евфимии, а еретический лежал у ее ног. Память в Православной церкви 11 (24) июля и 16 (29) сентября, в Католической 16 сентября.

АНЧИШКИН Александр Иванович (1933-87) , российский экономист, академик АН СССР (1984). Основные труды по теории расширенного воспроизводства, макромоделированию и прогнозированию развития народного хозяйства. Государственная премия СССР (1989, посмертно).