Язык как особая система знаков
Язык как особая система знаков
Страница 9

Можно предложить следующее типологическое членение знаков, вытекающее из соотнесенности их двух сторон (формальной и семантической) и степени их сложности.

а) Знаки формальны противопоставлены знакам формально-семантическим; фонемы, слоги – с одной стороны, морфемы, слова, предложения – с другой.

б) Знаки формально – нерасчлененные противопоставлены знакам формально-расчлененным. Это противопоставление оказывается различным на разных структурных уровнях языка. На уровне фонем отдельная фонема противопоставлена морфеме или слову. На уровне морфем отдельная морфема противопоставлена слову. На уровне слов отдельное лсово противопоставлено словосочетанию и предложению. На уровне предложений простое предложение противопоставлено сложному или сцеплению предложений в составе сложного синтаксического целого.

в) Знаки семантически-нерасчлененные противопоставлены знакам семантически-расчлененным: морфема – слову, член предложения – предложению, слово или словоформа – их объединению в словосочетании.

г) Знаки непрерывные противостоят знакам дискретным: предложение по отношению к образующим его словам, слово по отношению к составляющим его морфемам, морфема по отношению к образующим ее фонема.

д) Знаки монофункциональные в самой структуре языка противостоят знакам полифункциональным: фонема различает звуковые оболочки слов; морфема участвует в построении слова, словообразовательной модели и грамматической формы; слово участвует в построении словосочетания и предложения; предложения – в построении целого текста.

е) Противостоят и соотнесены в структуре языка знаки неполные (частичные) – частично-полные – полные и комплексные. Частичными являются фонемы и слоги как знаки односторонние не имеющие стороны «обозначаемой»; морфемы – знаки частично-полные, потому что они не имеют дискретного обозначаемого; слова – знаки полные; словосочетания и предложения – знаки комплексные, объединяющие, интегрирующие в своей структуре два или несколько полных и неполных знака.

Чем «проще» знак на этой иерархической лестнице, тем слабее его обозначаемое, тем меньше зависимость обнаруживает он от работы человеческого сознания, те автономнее и независимее его функционирование и развитие, тем менее он подвержен индивидуальному воздействию речи отдельных людей.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

"ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" (от нем . Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.

ПРИСТЛИ Джон Бойнтон (1894-1984) , английский писатель. Романы "Добрые товарищи" (1929), "Улица ангела" (1930) - о трудностях послевоенного времени, обусловленных острыми социальными противоречиями английского общества. Антифашистский роман "Затемнение в Гретли" (1942). Нравы современной английской бюрократии и состоятельных обывателей - основная тема романов "Сэр Майкл и сэр Джордж" (1964), "Лондонский тупик" (1969), остросюжетных пьес "Опасный поворот" (1932), "Время и семья Конвей" (1937), "Визит инспектора" (1947) и рассказов (сборник "Кризис в доме Карфей", 1975). Автобиографическая книга "За высокой стеной" (1982). Эссеист, литературовед.

РУРК (Rourke) Мики (наст . имя Филип Андрэ) (р.1956), американский киноактер. В кино с 1979. Первая значительная роль в фильме Л. Каздана "Жар тела" (1981). Наиболее известные фильмы: "Девять с половиной недель" (1986), "Сердце ангела" (1987), "Дикая орхидея" (1990) и др.