Язык как особая система знаков
Язык как особая система знаков
Страница 10

5. Функции знака.

По отношению к друг другу знаки языка выполняют три основные функции- различительную, конструктивную и классифицирующую. Так, фонема различает морфемы и слова. А так же участвует в построении их Материальных оболочек. Морфема классифицирует слава и участвует в построении их основ и грамматических вариантов (форм). Слово участвует в построении с словосочетании и высказывании; словосочетание- в построении высказываний. По отношению к объектам и элементам сознания функции знаков языка иные, главные среди них - номинативная, дейктивная, экспрессивная, сигнификативная, моделирующая, прагматическая. Номинативная функция знака позволяет ему называть объект, дейктивная – указывать на него, экспрессивная – выражать состояние сознания, сигнификативная – обозначать понятия, моделирующая – создавать знаковый аналог ситуации, прагматическая – воздействовать на человека.

По-видимому, есть связь между структурными типами знаков и их структурными функциями. Так, не полный (частичные) знаки имеют функции различительную и конструктивную. Частично- полные знаки- функции классифицирующую и конструктивную. Полные знаки имеют функции конструктивную, номинативную, дейктивную, экспрессивную, сигнификативную. И только комплексные знаки получают функции коммуникативную, моделирующую и прагматическую.

III Заключение.

Знаковая теория языка у многих лингвистов вызывает и вызывала в настоящее время настороженное к ней отношение. Это вызвано опасением: не искажаем ли мы действительную природу языка как явления социального, как действительного и практического сознания, сводя его элементы, простые и сложные, к их знаковой сути.

Но дело видимо, не в том , назовем мы знаками элементы языка или нет. Для понимания социальной природы языка это значения не имеет. Дело в ином: как мы поймем и истолкуем знак вообще и знак языка – в частности.

Если знаком мы будем считать чисто условный физический факт, соотнесенный с предметом или понятием, - мы лишим язык его сращенности с сознанием и вплетенности в социальную, трудовую жизнь людей. Если знак мы будем понимать как феномен чисто психический, мы рискуем потерять критерии объективности языка и независимости его знаковой структуры от индивидуальной деятельности человеческой психики. Но если знак для нас – двусторонняя, материально-идеальная единица – носитель социальной информации, и если идеальная сторона знака есть не что иное, как один из видов отображения действительности в сознании человека, - признание знаковости не может войти в противоречие с его диалектико-материалистическим пониманием.

Отказ же от признания единиц языка знаками особого свойства повлек бы за собой многие теоретические трудности, и одна из них состояло бы в том, что язык пришлось бы исключить из числа других знаковых систем. А это не только противоречило бы уже сложившимся семиотическим представлениям, теориям и гипотезам, но и не позволило бы увидеть действительные отличия языка от таких систем общения, как музыка, изобразительное искусство, «язык» морской сигнализации, «язык» дорожных знаков и т.д.

Страницы: 6 7 8 9 10 11

ГУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ , органы местного управления в России с 30-40-х гг. 16 в. по 1702 в масштабе губы. Состав: губные старосты, губные целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем другими вопросами текущего управления.

ЕППОЛОНИЙ Антиохийский (ум . 251), христианский мученик, отрок, пострадавший в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 4 (17) сентября.

ВАРКОНЬИ Золтан (1912-79) , венгерский актер, режиссер. На сцене с 1935. С 1962 руководил театром "Вигсинхаз" (Будапешт). Поставил фильмы: "Соляной столб" (1957), "Венгерский набоб" (1966), "Черные алмазы" (1976).