Язык как особая система знаков Язык как особая система знаковСтраница 10
5. Функции знака.
По отношению к друг другу знаки языка выполняют три основные функции- различительную, конструктивную и классифицирующую. Так, фонема различает морфемы и слова. А так же участвует в построении их Материальных оболочек. Морфема классифицирует слава и участвует в построении их основ и грамматических вариантов (форм). Слово участвует в построении с словосочетании и высказывании; словосочетание- в построении высказываний. По отношению к объектам и элементам сознания функции знаков языка иные, главные среди них - номинативная, дейктивная, экспрессивная, сигнификативная, моделирующая, прагматическая. Номинативная функция знака позволяет ему называть объект, дейктивная – указывать на него, экспрессивная – выражать состояние сознания, сигнификативная – обозначать понятия, моделирующая – создавать знаковый аналог ситуации, прагматическая – воздействовать на человека.
По-видимому, есть связь между структурными типами знаков и их структурными функциями. Так, не полный (частичные) знаки имеют функции различительную и конструктивную. Частично- полные знаки- функции классифицирующую и конструктивную. Полные знаки имеют функции конструктивную, номинативную, дейктивную, экспрессивную, сигнификативную. И только комплексные знаки получают функции коммуникативную, моделирующую и прагматическую.
III Заключение.
Знаковая теория языка у многих лингвистов вызывает и вызывала в настоящее время настороженное к ней отношение. Это вызвано опасением: не искажаем ли мы действительную природу языка как явления социального, как действительного и практического сознания, сводя его элементы, простые и сложные, к их знаковой сути.
Но дело видимо, не в том , назовем мы знаками элементы языка или нет. Для понимания социальной природы языка это значения не имеет. Дело в ином: как мы поймем и истолкуем знак вообще и знак языка – в частности.
Если знаком мы будем считать чисто условный физический факт, соотнесенный с предметом или понятием, - мы лишим язык его сращенности с сознанием и вплетенности в социальную, трудовую жизнь людей. Если знак мы будем понимать как феномен чисто психический, мы рискуем потерять критерии объективности языка и независимости его знаковой структуры от индивидуальной деятельности человеческой психики. Но если знак для нас – двусторонняя, материально-идеальная единица – носитель социальной информации, и если идеальная сторона знака есть не что иное, как один из видов отображения действительности в сознании человека, - признание знаковости не может войти в противоречие с его диалектико-материалистическим пониманием.
Отказ же от признания единиц языка знаками особого свойства повлек бы за собой многие теоретические трудности, и одна из них состояло бы в том, что язык пришлось бы исключить из числа других знаковых систем. А это не только противоречило бы уже сложившимся семиотическим представлениям, теориям и гипотезам, но и не позволило бы увидеть действительные отличия языка от таких систем общения, как музыка, изобразительное искусство, «язык» морской сигнализации, «язык» дорожных знаков и т.д.
ШАГАЛ (Chagall) Марк (1887-1985) , живописец и график. Выходец из России, с 1922 за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. ("Над городом", 1914-18; витражи, иллюстрации).
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934) , российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы (1905), детской трудовой колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губ. (1911) и Первой опытной станции по народному образованию (1919). Труды по проблемам школы, формированию детского коллектива и др.
ЦЕХИ , объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13-14 вв. Полноправными членами цехов были мастера, имевшие мастерские и орудия труда, работавшие с помощью подмастерьев и учеников. В Зап. Европе в кон. 18-19 вв. отменены законодательно. В России цеховое устройство введено в 1722 (отменено в 1917).