Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 39

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.

Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.

Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.

Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.

Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:

-объемная пространственная структура и тектоника;

-масштаб;

-пропорции;

-ритм и метр;

-контраст и нюанс;

-симметрия и асимметрия;

-колорит.

Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.

Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.

Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.

Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.

Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.

Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.

Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43

ШАФИРОВ Петр Павлович (1669-1739) , российский государственный деятель и дипломат, вице-канцлер, сподвижник Петра I, барон (с 1710). Автор исторических сочинений о Северной войне 1700-21.

ТЮРБАН (франц . turban, от перс.), мужской и женский головной убор у ряда народов Азии и Сев. Африки - полотнище легкой ткани, обернутой вокруг головы.

ШАТСКИЙ Николай Сергеевич (1895-1960) , российский геолог, один из основоположников учения о геологических формациях, академик АН СССР (1953). Труды по сравнительной тектонике древних платформ; под руководством Шатского впервые составлены тектонические карты СССР и Евразии. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1946).