Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 39
Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.
Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)
Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .
Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.
Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.
Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.
Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.
Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:
-объемная пространственная структура и тектоника;
-масштаб;
-пропорции;
-ритм и метр;
-контраст и нюанс;
-симметрия и асимметрия;
-колорит.
Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.
Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.
Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.
Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.
Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.
Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.
Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности.
ШУР (Schur) Иссаи (1875-1941) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1929). Труды по алгебре, теории функций.
ЛАБРАДОР , породообразующий минерал группы плагиоклазов. Серого, темно-серого до черного цвета с синеватой иризацией. Содержится в основных магматических породах. Поделочный камень.
ТОТОНАКИ , индийский народ в Мексике, 200 тыс. человек (1992). Язык родствен языкам пенути. Верующие - католики.