Цвет
Цвет
Страница 12

То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить этнологические народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие его или отвергающие, на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и фирменных товаров и использовать статистику, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет от фиолетовый цвет.

Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми, особенно дебильными, а, с другой стороны, отклонение фиолетового цвета интеллектуально развитыми детьми критического склада в условиях современной цивилизации. Вспоминается изречение из «Евангелия от Матфея»: «Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им принадлежит царствие небесное». Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из – за склонности к чувствительности и эротике боится потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и критически решать, гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление – не находит широкого распространения. Сердечную общность вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное само пожертвование заменяется принципом целесообразности и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.

Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.

Г). Психологическая характеристика зеленого цвета.

Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами». О том же пишет Гете в своем «Учения о цветах»: «Если мешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый». Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем – то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше». Наступающее и возбуждающее движение желтого цвета и противоположное ему успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет статичен. Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Но эта «заряженная» энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу. Когда Кандинский пишет: «Пассивность – наиболее характерное свойство зеленого», - он, как и некоторые другие, видимо, путает статичность с пассивностью. Но имеет в виду именно это статическое состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно лежащей коровой.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ДАРВАШ (Darvas) Йожеф (1912-73) , венгерский писатель. Реалистические романы "Черный хлеб" (1934), "История одной крестьянской семьи" (1939), "Пьяный дождь" (1963); пьесы.

МАЗДАКИЗМ , религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних с ним странах в раннее средневековье. Возникло в 3 в.; названо по имени руководителя маздакитского движения Маздака, явилось его идейной основой. Последователи маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом.

ИВАНОВ (Ивановс , Ivanovs) Янис (1906-83), латышский композитор, народный артист СССР (1965). В 1945-61 художественный руководитель музыкального вещания Латвийского радио. 21 симфония, концерты для инструментов с оркестром, камерные ансамбли и др. Профессор Латвийской консерватории (с 1955). Государственная премия СССР (1950).