Целостный педагогический процесс Целостный педагогический процессСтраница 13
Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:
- изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;
- в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;
- при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.
Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
ВЕЙНГАРТНЕР (Вайнгартнер) (Weingartner) Феликс фон (1863-1942) , немецкий и австрийский дирижер, композитор. Прославился как интерпретатор произведений Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.
ХОЛЬБЕРГ (Holberg) Людвиг (1684-1754) , датский драматург, историк, философ. Крупный деятель скандинавского Просвещения. Комедии "Йеппе с горы" (1722), "Эразмус Монтанус" (1723), ироикомическая поэма "Педер Порс" (1719-20), сатира "Подземное странствие Николая Клима" (1741), басни.
ТРУХИЛЬО (Трухильо Молина) (Trujillo Molina) Рафаэль Леонидас (1891-196 ..1), диктатор Доминиканской Республики в 1930-61 (в 1930-38 и 1942-52 официально занимал президентский пост). Убит в результате заговора.