Целостный педагогический процесс
Целостный педагогический процесс
Страница 13

Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:

- изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;

- в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

- при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ Александр Иванович (1770-1857) , российский генерал от инфантерии (1817), граф (1796). В Отечественную войну 1812 и заграничных походах русской армии 1813-14, командуя пехотным корпусом, отличился во многих сражениях, особенно при Бородине и Кульме.

МОГОЛИСТАН , государство, основанное в сер. 14 в. потомком Джагатая Тоглук-Тимуром. Территория: Вост. Туркестан, Семиречье, часть Юж. Сибири и др. В Вост. Туркестане существовало до 70-х гг. 16 в.

ЧИБЧА , группа индейских народов (куна, гуайми, муиски, пасто и др.) в Юж. и Центр. Америке. 635 тыс. человек (1992). Языки чибчанские. Верующие - католики.