Целостный педагогический процесс Целостный педагогический процессСтраница 14
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если:
- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;
- включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;
- использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;
- стимулировать коллективные формы работы.
Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.
Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:
ЯРОСЛАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , основан в 1918. Подготовка по физической, математической, экономической, исторической, психологической, юридической специальностям. В 1993 св. 3,6 тыс. студентов.
ЧИНШЕВИКИ , лично свободные крестьяне в Литве и западных районах Белоруссии, присоединенных к России. Являлись бессрочными наследственными арендаторами земель помещиков, которым они платили специальный денежный оброк - чинш, упраздненный в 60-е гг. 19 в.
УЛЬСКИЙ АУЛ (ныне аул Уляп Шовгеновского р-на Адыгеи) , близ которого расположены курганы скифских вождей 6-5 вв. до н. э. с оружием, золотыми украшениями в зверином стиле, конями (в самом большом кургане 410 костяков лошадей).