Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Страница 9

Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы, что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.

В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.

Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного отношения к природе представлена в приложении.

1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.

В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская — дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

"РУССКАЯ МЫСЛЬ" , русская еженедельная газета, с 1947, Париж (выходила с разной периодичностью). Среди редакторов - В. А. Лазаревский, З.А. Шаховская. Имеет литературное приложение.

СИСМОНДИ (Sismondi) , Симонд де (Simond de) Жан Шарль Леонар (1773-1842), швейцарский экономист и историк, иностранный почетный член Петербургской АН (1816). Идеальной экономической системой считал мелкое товарное хозяйство; выступал за активное вмешательство государства в экономику в целях торможения прогресса (поскольку рабочие вытесняются машинами).

ЛИНЕЙКА , 1) инструмент для проведения прямых линий на плоскости, для производства некоторых пространственных измерений. 2) Длинный многоместный открытый экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят боком к направлению движения; служил городским общественным транспортом в России в 19 в.