Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работыСтраница 17
Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах ¾ природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ¾ значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ¾ влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
¾ человек ¾ природное существо и член общества;
¾ многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
¾ экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
¾ труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
ШЕРРЕР (Scherrer) Пауль (1890-1970) , швейцарский физик-экспериментатор. Труды по рентгеновским лучам, изучению структуры кристаллов, ядерной физике, физике твердого тела. Разработал (1916, совместно с П. Дебаем) метод рентгеновского структурного анализа мелкокристаллических материалов (Дебая-Шеррера метод).
ГЕРНСИ (Guernsey) , остров в Ла-Манше, в составе Нормандских о-вов; территория Великобритании. 63 км2. 55,5 тыс. жителей (1986). Огородничество, скотоводство. Город - Сент-Питер-Порт.
ЧИСТИКОВЫЕ , семейство морских птиц отряда ржанкообразных. Длина тела 15-50 см. Хорошо плавают и ныряют. 22 вида, по побережьям главным образом Тихого ок., а также Сев. Ледовитого и северных частей Атлантического ок. 1 вид - бескрылая гагарка - истреблен. В России 18 видов: кайры, чистики (2 вида), конюги, тупики, топорик, гагарка и др. Гнездятся обычно колониями, образуя птичьи базары. Объект промысла.