Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Страница 16

Практически ¾ деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность ¾ конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 14-15 (27-28).5.1905, в Корейском прол. у о. Цусима во время русско-японской войны. Японский флот (адмирал Х. Того), имевший превосходство в силах, артиллерии и скорости, разгромил 2-ю российскую Тихоокеанскую эскадру (вице-адмирал З. П. Рождественский). После Цусимского сражения Россия была вынуждена начать мирные переговоры.

ЯУСС (Jauss) Ханс-Роберт (р . 1919), немецкий историк и теоретик литературы. Специалист по романской медиевистике, один из лидеров т. н. констанцской школы рецептивной эстетики. Книги "История литературы как провокация" (1970), "Древность и современность средневековой литературы", "Эстетическое воздействие и литературная герменевтика" (обе 1977).

ЯЙЦЕРОЖДЕНИЕ , способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыши развиваются в яйцах, отложенных во внешнюю среду. Свойственно многим беспозвоночным и большинству хордовых.