Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 57

1. какие дезинтеграционные процессы содействуют и какие противодействуют интеграции?

2. как сильны последние и могут ли они приобрести перевес?

3. какие типы дифференциации приходят в согласие с интеграцией и поэтому содействуют ей, и какие, наоборот, противоречат?

4. какие типы дедифференциации протекают в согласии с интеграцией и поэтому содействуют ей, и какие, наоборот, противоречат? и т.д.

Очевидно, что без правильного ответа на перечисленные вопросы, трудно рассчитывать на успех в интегративной деятельности. И прежде всего в образовании, где исходным и конечным пунктом интеграционного процесса выступает человек. Поэтому здесь особенно важно учитывать закон взаимозависимости интеграции и дезинтеграции, ставящий скорость, направление и форму интеграции в прямо пропорциональную зависимость от силы дезинтеграционных причин. Упрощенный вариант закона: если что-то интегрируется, значит что-то дезинтегрируется. Игнорирование его может привести к подмене интеграции дезинтеграцией. Например, в области содержания образования, где наблюдается интегративный бум, зачастую забывается, что в ходе становления синтетических дисциплин, включающих в себя разнокачественные системы знания, происходит разрушение связей внутри самих этих систем. В результате "логика науки" механически подменяется логикой непосредственных учебно-дидактических, личностных или социально-экономических потребностей. Это чревато отрицательными последствиями и для педагогического процесса, и для личности, и для общества в целом, и для самой экономики. Так, недозированная подмена "логики науки" "логикой производства", а тем более логикой текущих производственных потребностей, в содержании курсов (например в курсе "Основы электротехники с элементами физики") может своим следствием иметь формирование "лоскутного", аморфного, эклектичного представления о естественнонаучной картине мире. Это, разумеется, не служит ни интересам социализации, ни интересам профессионализации личности. В результате сиюминутная "выгода" обернется непоправимой бедой - появлением целого поколения невежественных людей.

Страницы: 53 54 55 56 57 58 59 60 61

ДОНЕЦКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН (Донбасс) , основная топливно-энергетическая база центрального и южного районов Украины (Днепропетровская, Донецкая, Луганская области) и Российской Федерации (Ростовская обл.). Открыт в 20-х гг. 18 в.; промышленное освоение с кон. 19 в. Площадь ок. 60 тыс. км2. Суммарные запасы до глубины 1800 м - 140,8 млрд. т. В угленосной толще каменноугольного возраста до 300 пластов; средняя мощность рабочих пластов 0,6-1,2 м. Угли каменные марок Д - Т (78%), антрациты (22%). Теплота сгорания 21,2-26,1 МДж/кг. Основные центры добычи - Донецк, Макеевка, Лисичанск, Горловка и др.

КАШУБЫ , этнографическая группа поляков, живут в приморской части Польши; говорят на кашубских диалектах польского языка.

ЮСУПОВ Акрам Мамедович (1905-75) , узбекский артист цирка, клоун, народный артист Узбекистана (1961). В цирке с 8 лет. Был комиком-канатоходцем в номере Ташкенбаевых. Развивал традиции узбекских народных комиков - кызыкчи.