Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 53

Л.Н.Толстой: "При нормальном ненасильственном развитии школы чем более образовываются ученики, тем они становятся более способными к порядку и тем сильнее на них в этом отношении влияние учителя . В начале нельзя было подразделить ни на классы, ни на предметы, ни на рекриации и уроки; все само собой сливалось в одно и все попытки распределения оставались тщетными. Теперь же в первом классе есть ученики, которые сам требуют следования расписанию, недовольны, когда их отрывают от урока, и которые сами выгоняют вон маленьких, забегающих к ним" (Цит. по 508. С.233)

Неорганизованная совокупность воспитанников, предсталяющая собой на начальном этапе "хаотическое накопление", постепенно превращается в организованное целое. В начале становления педагогической организации мы имеем дело со своеобразной "смесью", "атомами-одиночками", подчиненным Броуновскому закону беспорядочного движения, затем - со строгой самоорганизованной системой. Это характерно было и для педагогической системы Макаренко, хотя внешне дело обстояло иначе: вначале - полный диктат воспитателя, затем - постепенная передача части функций воспитателя "активу" и уже потом коллективное самоуправление. Однако внутренний процесс развития организованного педагогического сообщества исходным пунктом имел начальное "хаотическое накопление". А.С.Макаренко, основываясь на законе прямо пропорциональной зависимости между уровнем требований к человеку (коллективу) и уровнем уважения к человеку (коллективу), в реальной воспитательной практике допускал возможность "самосозревания", "самоброжения" коллективного сознания и коллективной деятельности. "Коллективизация" человека - это процесс его имманентного созревания и вместе с тем самого коллектива. "Нельзя предъявлять грубые требования, нелогические, смешные, не связанные с требованиями коллектива. Надо уважать естественность в развитии человека и коллектива, и, если хотите, их слабости. "Я от своего коллектива не требовал, чтобы они не крали. Я понимал, что на первых порах не могу убедить их ни в чем . они воровали, и на это воровство я смотрел до поры до времени сквозь пальцы" (А.С.Макаренко. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. С.188-189).

Страницы: 49 50 51 52 53 54 55 56 57

МЮРАТ (Murat) Иоахим (1767-1815) , сподвижник Наполеона I и его зять (с 1800), маршал Франции (1804), король Неаполитанский (с 1808). Участник всех наполеоновских войн.

УТУЙ ТАТАНГ СОНТАНИ (Utuy Tatang Sontani) (1920-79) , индонезийский писатель. Исторический роман "Тамбера" (1949), социальные драмы ("Авал и Мира", 1951; "Кабаян", 1959; "Кампенг", 1964) и повести. Испытал влияние экзистенциализма.

ЧЕРНЬ (ниелло) (итал . niello, от лат. niger - черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).