Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 207

, где R - число связей, имеющихся в структуре; n - число вершин.

Коэффициент объема интеграции, выражающий плотность интегративных связей, определяется как отношение интегративных связей между элементами содержания курса к числу связей, минимально необходимых для связности графа структуры (см.309. С.15-16). Несколько иная конфигурация построения содержания вопросов интегративного экзамена предложена в рабочей программе "Интегративные вопросы к госурственным экзаменам по педагогике и методике преподавания географии и биологии"[2] , ?¤? Їа?¤бв ў<?-л ¤ --л? Ё§ Ї?¤ ?R?ЁЄЁ, ЇбЁеR<R?ЁЁ, ўR§а бв-Rc Ї?¤ ?R?ЁЄЁ. ? ЇаЁ?а, ў Ї?аўR ўRЇаRб? ўRбмR?R ЎЁ<?в §- зЁвбп: "'гй-Rбвм ЇаRж?бб RЎгз?-Ёп, ??R дг-ЄжЁЁ. ?RвЁўл гз?-Ёп иЄR<м-ЁЄRў, Ёе дRаЁаRў -Ё?. ?R<м ситуации успеха в формировании у школьников положительных мотивов учения (на примере преподавания естественных наук"). Соотношение позитивов и негативов здесь обратно пропорционально тому, что мы имели в предыдущей программе. Интегративный подход к составлению экзаменационных программ реализуется в содержании комплексного экзамена по гуманитарной подготовке студентов Уральского государственного профессионально-педагогического университета[3]. Глубоко интегративная направленность свойственна экзаменационной программе, составленной С.А.Днепровым и Т.П.Днепровой под научным руководством А.С.Белкина, где синтезируются сведения из педагогики, истории педагогики, возрастной педагогики, науковедения, общей и возрастной психологии, педагогической диагностики, эстетики, теории управления, педагогической технологии и т.д.[4] . ' - з <? - <Ё§ Ї?¤ ?R?Ёз?бЄЁе ?вR¤Rў Є Є ба?¤бвў И?", гЄ ¦? - за?§ўычайную сложность их идентификации. Как справедливо отмечается в Российской педагогической энциклопедии "проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем". Это проявляется в следующем: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами и т.д.; практически у каждого педагога складывается субъективное представление о методах; отсутствует единая систематика методов и т.д. (405. С.569). Такое положение обусловлено в немалой степени способностью педагогических категорий в различных условиях выполнять различные функции: "форма делается содержанием воспитательного процесса"; со своей стороны "беседа, игра, соревнование, самоуправление могут быть то методами, то формами" (34. С.278). Несмотря на это, в педагогике есть много примеров продуктивного решения проблемы методов. Особую ценность в контексте выполняемых в параграфе задач представляет для нас концепция методов проблемного обучения, разработанная М.И.Махмутовым и его учениками. Выше мы уже касались ее при рассмотрении методов исследования интеграционных процессов в педагогике. При этом отметим, что наиболее оптимальным является подход, рассматривающий метод как определенную целостность, включающий в себя как "идейный" компонент (правила), так и совокупность конкретных действий (способов, приемов), посредством которых данные правила реализуются. Это позволит нам при анализе методов как интегративных средств, с одной стороны, учитывать идейный фактор, т.е. не забывать об интегративной направленности описываемых методов, с другой, - использовать в качестве интегративных средств конкретные формы их проявления - способы и приемы обучения. Это придает данным средствам собственно методический смысл, что позволяет называть их "методическими". Пользуясь этим, мы ограничимся при анализе педагогических методов как средств интеграции рассмотрением их методических составляющих, т.е. операций, производимых в ходе их применения.

Страницы: 203 204 205 206 207 208 209 210 211

ХОЛЬБЕРГ (Holberg) Людвиг (1684-1754) , датский драматург, историк, философ. Крупный деятель скандинавского Просвещения. Комедии "Йеппе с горы" (1722), "Эразмус Монтанус" (1723), ироикомическая поэма "Педер Порс" (1719-20), сатира "Подземное странствие Николая Клима" (1741), басни.

ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЦВМ) , термин, употреблявшийся в 40-60-х гг. 20 в. применительно к вычислительным устройствам (главным образом электронным) для автоматической обработки данных, представленных с помощью цифр и (или) специальных символов. С кон. 60-х гг. общеупотребительным стал термин "ЭВМ" (или компьютер).

ДЕРИВАТОР (деривиметр) , приспособление для построения касательных и нормалей в отдельных точках кривых. Используется при вычерчивании сложных геометрических фигур, реже при графических методах исследования.