Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 183

Первое условие требует структурирования учебного материала по проблемно-тематическому принципу. Согласно ему, в качестве системообразующего компонента содержания историкопедагогического образования берутся актуальные проблемы современной педагогики. Иначе говоря, логика истории заменяется логикой потребностей текущего момента. Например, в наши дни огромную актуальность приобрели вопросы интегративного обеспечения учебного процесса. В связи с чем целесообразно проведение семинарского занятия по теме: "Проблемы интеграции знаний в отечественной педагогике и современные поиски эффективных средств интегрирования содержания образования". Проведение такого занятия сопровождается "погружением" студентов в историю решения проблемы; они обучаются сравнивать и сопоставлять подходы к решению проблемы в прошлом и сегодня; делать выводы о целесообразности практического использования положений классической педагогики, касающихся интеграции содержания образования и обучения; составлять прогнозы на будущее. Значительное место в ходе подобного "погружения" отводится приемам комментирования. Так, перед студентами ставилась задача прокомментировать высказывание П.Ф.Каптерева: "Концентрация есть объединение всего учебного курса, отыскание логических связей между преподаваемыми предметами, их органического единства и на этом основании создавание в сознании учащихся основ стройного мировоззрения".

Второе условие - вооружение студентов метапредметными знаниями. Под ними мы понимаем как собственно "знания о знаниях", так и ряд интенсивно внедряемых в педагогику общенаучных категорий. Без них затруднен процесс оперирования историко-педагогическими знаниями как орудием познания и преобразования современной педагогической действительности. При формировании этих знаний мы должно опираться на их толкование в других дисциплинах. Например, усвоение педагогического эквивалента понятий времени и пространства будет более полным и успешным, если внимание обучаемого обратить к имеющимся у него представлениям о философском, физическом, биологическом, психологическом времени.

Третье условие реализации интегративного потенциала историко-педагогического знания обусловливает необходимость максимального включения субъектных структур деятельности обучающегося в дидактический процесс. Достижению данной цели служат педагогические средства, направленные на активизацию учения, на раскрытие его личностно-профессионального смысла. В первую очередь,- это методы и формы проблемного обучения, построенные на принципе моделирования педагогической деятельности по оценке и практическому применению историко-педагогических знаний. В их число входят: анализ конкретных ситуаций, решение практических педагогических проблем, деловые игры различных модификаций (иммитационные, операционные, исполнение ролей и др.).

Страницы: 179 180 181 182 183 184 185 186 187

НАГОРНЫЕ ТЕРРАСЫ (гольцовые террасы) , террасовидные площадки на склонах гор выше границы леса, обусловленные морозным выветриванием и солифлюкцией.

ХРОМАТОФОРЫ (от греч . chroma, род. п. chromatos - цвет и phoros - несущий),..1) то же, что пигментные клетки...2) Включения в клетках большинства водорослей и фотосинтезирующих бактерий, содержащие хлорофилл, каротиноиды и др. пигменты; обеспечивают фотосинтез.

ГОРАЦИЕВА СТРОФА , см. Алкеева строфа.