Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 102

3.3. Морфология педагогической интеграции

Понятие морфологии и его производные занимают все большее место в педагогических работах. Например, С.А.Новоселовым вводится категория "Морфологический альтернативный сбор информации". Им же дается объяснение содержания идеи морфологического подхода к решению задач, базирующейся "на комбинаторном принципе поиска решения, на возможности комбинирования известных элементов знаний и получения таким путем новых знаний" (347.С.233). Г.Н.Сериков со своей стороны, замечает, что "любая система характеризуется присущей ей морфологией", которая представляет собой "набор всех элементов" системы (425. С.17). Если морфологический альтернативный сбор информации (морфологический анализ) выражает технологический аспект системного подхода, то, как видим, во втором случае речь идет, собственно, о с о с т а в е той или иной системы.

В нашем варианте понятие морфологии охватывает совокупность структурно-компонентных и парадигмальнотипологических составляющих педагогической интеграции. С опорой на принцип достаточности и необходимости, на опыт выделения системно-компанентных характеристик объединительных процессов в педагогике (47, 307, 466, 506 и др.) нами выстраивается модель, конденсирующая в себе наиболее значимые составляющие педагогической интеграции: носители, уровни, компоненты, направления, виды, типы, парадигмы, формы.

В качестве носителей педагогической интеграции могут выступать практически все субъектные и объектные составляющие педагогической деятельности. Соответственно выделяются субъектные и объектные носители. Субъектные носители - это участники педагогической деятельности: воспитатель и воспитанник, преподаватель и учащийся и т.д. Практические и теоретические работники образования. В своей деятельности они все стороны педагогической интеграции - целевые, морфологические, содержательные, процессуально- технологические, результирующие.

Объектные носители - это вся совокупность форм, средств и условий осуществления педагогической деятельности[1]; д?н гогические системы, в том числе научно-педагогические компоненты педагогического процесса, педагогические ситуации и т.д. Так в качестве "носителей" выступает система производственного обучения, система деятельности училища или другого учебного заведения, система образования района, города, области, страны. "Носителями" педагогической интеграции выступают основные разновидности педагогического процесса - обучение и воспитание. Например, обучение совершенно справедливо характеризуется как "процесс, в котором находят интеграцию" деятельность учителя и ученика, обстановка, в которой она происходит, школьно-письменные и материально-технические средства и т.д. (318, С.224).

Страницы: 98 99 100 101 102 103 104 105 106

ЦЕЛАЯ ФУНКЦИЯ , функция, аналитическая во всей плоскости комплексного переменного. Примерами целой функции служат многочлен a0 + a1z - ... anzn, функции sin z, cos z.

ФАРТИНГ (англ . farthing, от др.-англ. feortha - четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821-60 из меди, затем из бронзы. В 1968 изъят из обращения.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.