Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 100

В педагогике прямых указаний на наличие инвариантных интегративных закономерностей нами не обнаружено. Однако здесь имеется ряд положений, в том числе законов, касающихся ее в целом или, по крайней мере, ее основных частей - педагогического процесса и педагогической науки и несущих в себе достаточно сильный интегративный потенциал. Например, возьмем известное положение А.С.Макаренко: "Человек не воспитывается по частям". Как нам представляется, на его основе можно сформулировать закономерность (закон) педагогической интеграции. Исходя из того, что словесные формулировки законов и закономерностей "могут строиться с помощью различных логических схем типа: "Если . то .", "Чем . тем ."; "Тогда и только тогда . когда .", а также с помощью утвердительных суждений" (240.С.45), то возможны следующие варианты озвучивания данной закономерности: "Если воспитание будет носить частичный характер, то оно будет дизинтегративным, а, следовательно, мало продуктивным"; "Чем больше в воспитательном процессе будет учитываться интегративноцелостная природа человека, тем продуктивней будут его результаты"; "Тогда и только тогда интегративное воспитание состоится, когда его предметом станет человек, взятый во всем богатстве своих внутренних и внешних связей и отношений, во всей совокупности своих актуальных, актуализируемых и потенциальных, в том числе "срабатывающих" и "формируемых" только при определенном педагогическом воздействии, способностей, возможностей, интересов, потребностей и желаний"; "Единство и взаимообусловленность всех направлений воспитания человека" и т.д.

Допустимо выделение инвариантных закономерностей педагогической интеграции на основе имеющихся классификаций педагогических закономерностей (законов). В частности это касается "первой закономерности педагогического процесса, реализующего воспитание в широком смысле" (359. С.36-37). Путем ее простейшего преобразования (минимальной трансформации) мы рискнем сформулировать еще одну закономерность педагогической интеграции, обладающей поистине инвариантным характером: педагогическая интеграция ( ее цель, задачи, содержание, формы и методы) обусловлена социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой. Но здесь нас подстерегает ощущение некоторой недостаточности. Ведь речь идет все-таки о педагогической интеграции, имеющей своим результатом развитие, становление и формирование человека. Это позволяет предположить возможность существования следующей закономерности: "Педагогическая интеграция, ее цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены потребностями становящегося, развивающегося и формирующегося человека как индивида и вида". Между двумя последними закономерностями нет фатального (антагонистического) противоречия: интегративноцелостное толкование человека позволяет аккумулировать в его существовании не только технику и орудия, выступающие соответственно в качестве "объективированного субъекта" (М.С.Каган) и "органопроекций" (П.А.Флоренский), но и всю совокупность социальных артефактов и реалий. Поэтому излишне старательное подчеркивание различий между человеком и обществом не имеет под собой достаточных объективных оснований, а скорей всего вызывается определенными субъективными или же идеологическими обстоятельствами. Тем более эта дилемма несостоятельна в ноосферную эпоху, когда происходит процесс антропогенизации биосферы и Космоса. В этих условиях узкотрактуемый личностный подход в педагогике не способен в полной мере выразить потребность "развития и становления "человека разумного" (384. С.16).

Страницы: 96 97 98 99 100 101 102 103 104

БОГОЛЮБОВ Николай Николаевич (1909-92) , математик и физик-теоретик, основатель научных школ по нелинейной механике и теоретической физике, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1953) и АН Украины (1948), дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1979). Фундаментальные труды по нелинейной механике, статистической физике (микроскопические теории сверхтекучести и сверхпроводимости), квантовой теории поля (дисперсионнные соотношения). Ленинская премия (1958), Государственные премии СССР (1947, 1953, 1984). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1985).

УПСАЛА (Uppsala) , город в центральной части Швеции, административный центр лена Упсала. 168 тыс. жителей (1991). Машиностроение, полиграфическая, фармакологическая промышленность. Первый в Швеции университет (1477). Поселение с 12 в., с 1273 резиденция архиепископа, место коронации шведских королей (до 1719). Дом-музей К. Линнея. В 5 км к северу от современного г. Упсала находилась т. н. Старая Упсала (упоминается в 9 в.), религиозный и политический центр древней Швеции (в 1245 сгорела).

МНДЖОЯН Арменак Левонович (1904-70) , армянский химик-органик, академик АН Армении (1953), Герой Социалистического Труда (1969). Труды по синтезу лекарственных соединений.