Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках
Страница 28

Примером творческой работы является изложение содержания предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений и т.д.

Например, изложение текста по рассказу В. Бианки «Лесной музыкант». Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание изложить содержание текста от имени охотника и озаглавить текст.

Дети с заданием справились. Заглавие дано близкое к авторскому: «Лесной музыкант», «Медведь-музыкант», значит, дети поняли основную мысль текста, отношение автора к герою. Изложение во всех работах велось от имени охотника. Текст излагался по плану, не были упущены никакие важные моменты. Весь класс справился с заданием.

Также примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры на тему «Волшебная поляна» по мотивам волшебных сказок (изучение волшебных сказок шло параллельно на уроках литературы). Задание — текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным. При этом должен сохраняться язык и стиль волшебный сказки.

В целом класс с заданием справился. Описание получилось красочным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств. Сохранён стиль волшебной сказки. Приведём пример. Так описала поляну Ира Перемикина: «Долго ли, коротко ли вышел Иван Царевич на волшебную поляну. А там такая красота, что глаз не отвести! Травушка золотая, берёзка такая ласковая, что уходить не хочется, цветочки точно зорьки красные. А солнышко ласково сладкую речь говорит. Пенёчек там небольшой стоит. Около пенёчка уселись звери самые разные: медведь жёлтый, белка голубая, лиса фиолетовая и заяц зелёный.».

При обучении умениям и навыкам, также как и при закреплении материала, возможны работы как творческого, так и воспроизводящего характера. Схематично виды упражнений на этапе обучения умениям и навыкам можно показать так (см. схему № 2).

Схема № 2

Приведём примеры работ воспроизводящего и творческого характера, используемых при обучении умениям и навыкам.

Упражнения по образцу имеют целью обеспечить первичное закрепление усваиваемых знаний и формирования у учащихся умений применять эти знания (примеры заданий см. стр. 59).

Тренировочные упражнения имеют целью закрепление, повторение теоретического материала, совершенствование первично приобретённого умения и формирования навыка (примеры заданий см. стр. 60).

Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности.

Так, примером творческой работы на этапе обучения умениям и навыкам является сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30 31 32

ПРАДХО-БЕЙ (Prudhoe Bay) , газонефтяное месторождение в США. Входит в Северного склона Аляски нефтегазоносный бассейн. Открыто в 1968. Залежи на глубине 0,75-3,2 км. Начальные запасы нефти 1,3 млрд. т, газа 730 млрд. м3. Плотность нефти 0,844-0,913 г/см3, содержание в газе метана 44%.

ОАХАКА (Оахака-де-Хуарес) (Oaxaca de Juarez) , город на юге Мексики, административный центр шт. Оахака. 212 тыс. жителей (1990). Пищевая промышленность. Кустарные промыслы. Университет, краеведческий музей. Основан в 1524. Собор (16-18 вв.), церковь Ла Соледад (1682-90), монастырь Санто-Доминго (основан в 1535).

РОССИЯН ОСТРОВА , низменные коралловые острова в Тихом ок., в арх. Туамоту. Владение Франции. Открыты российскими мореплавателями О. Е. Коцебу (1816), Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым (1820), которые назвали их именами Кутузова (Макемо), Барклая-де-Толли (Рароиа) и других выдающихся российских деятелей. Название "Острова Россиян" дал Беллинсгаузен.