Театрализованные игры Театрализованные игрыСтраница 56
6) учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Так же, как и Давыдов В.В. дедуктивный путь формирования понятий у младших школьников предлагает С.Е. Царёва. В курсе «Математика и конструирование» «учебный материал в темах [«Числа», «Величины», «Форма и пространство», «Задачи. Процесс решения. Методы и способы решения»] представлен таким образом, чтобы ориентировать учителя на создание у детей прежде всего общих представлений об основных понятиях во всём многообразии смыслов и интерпретаций этих понятий, со всеми взаимосвязями их с другими понятиями тем, а также на овладение детьми соответствующими практическими и умственными способами деятельности.»[18]
Математический материал в каждой из четырёх тем характеризует три основные стороны основных понятий:
I. Происхождение и смысл основного понятия или основных понятий темы. Происхождение и смысл позволяют раскрыть содержание понятия, т.е. совокупность всех существенных свойств понятия, как того общего, что присуще каждому объекту, обозначенному данным понятием. Рассмотрение происхождения и смысла понятия обеспечивает также знание и понимание детьми несущественных свойств понятий.
II. Свойства множества всех объектов, обозначаемых основным понятием, отношения и операции на множестве этих объектов и понятий.
III. Язык, на котором могут быть описаны все понятия темы, отношения между соответствующими объектами и понятиями, операции и т.п. Этот язык включает в себя две части: а) математическую, техническую, физическую и т.п., т.е. специально созданную людьми для описания знаний из соответствующей области; она может быть представлена знаками, терминами как исторически сложившимися и принятыми в настоящее время в соответствующей науке или учебном предмете, так и сконструированными учащимися в ситуациях, требующих передачи информации другим людям; б) некоторую область естественного языка, используемого для описания, изучения, конструирование понятий, свойств, объектов¼ .
Таким образом, основное различие этих методик в индуктивном или дедуктивном подходе.
Основные принципы данных методик мы постарались использовать в педагогической практике при составлении систем заданий, направленных на формирование понятий у младших школьников.
§ 3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих
заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»
Изучив существующие методики по формированию понятий у младших школьников, мы разработали систему заданий, направленных на формирование у учащихся понятий по теме «Объёмные тела».
Понятия — одна из форм абстрактного мышления. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому, учитывая возрастные особенности младших школьников, при формировании понятий необходимы наглядность, практические действия, игры, связь изучаемого с реальным миром.
При подборе заданий мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:
I. Этап практических материальных действий;
II. Материализованные действия;
III. Этап громкой речи;
IV. Этап внутренней речи;
V. Действия в умственном плане.
Формирование умственных действий осуществляется в ходе учебной деятельности.
Важной составной частью учебной деятельности является её мотивация. Мотивом может быть необычный вид задания, желание получить похвалу от учителя или хорошую отметку и т.д.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89) , русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).
ДЕВОНСКАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (девон) , четвертая система палеозойской эратемы, соответствующая 4-му периоду палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился ок. 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода характеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных) отложений в связи с завершением каледонской складчатости; климат континентальный, засушливый. Середина Девонского периода - эпоха погружений; нарастание морских трансгрессий, активизация вулканической деятельности; потепление климата. Конец периода - сокращение трансгрессий в связи с началом герцинской складчатости. В морях Девонского периода развивались панцирные и кистеперые рыбы, появились аммониты, фораминиферы, плеченогие (брахиоподы), остракоды, кораллы; на суше - первые прапапоротники, праголосеменные, членистостебельные. Основные полезные ископаемые - нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.
ЕВРОПА , в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора, похищенная Зевсом, обратившимся в быка. На спине этого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где родила от Зевса Миноса.