Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусстваСтраница 29
На вопрос о введении нового урока искусства мнения класса разделились. Положительно отреагировала лишь половина класса (14 человек), 2 человека написали «не очень» и «нет» – 10 человек.
В ходе беседы с учениками ответившими «нет» выяснилось, что в основном они считают, что такой новый урок искусства будет скорее скучным и поэтому они не хотели бы его введения. Примечательно, что из 10 человек ответивших «нет» девять – мальчики, причем в учебе стоящие не на первом месте. И, как нам кажется, они были не против введения именно предмета искусства, а вообще против введения еще одного нового урока. В этом ответе проявилось их отношение к учебе в целом.
Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.
Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок (Приложение 3) по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка» (23; 76). Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной.
ЭЛЕКТРОННО-ОПТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (ЭОП) , вакуумный фотоэлектронный прибор для преобразования не видимого глазом изображения объекта (в инфракрасных, ультрафиолетовых или рентгеновских лучах) в видимое либо для усиления яркости видимого изображения. В ЭОП оптическое или рентгеновское изображение преобразуется с помощью фотокатода в электронное, а электронное - в видимое, получаемое на катодолюминесцентном экране. Применяется при оптических и микроскопических исследованиях, для наблюдения в темноте (при освещении объектов инфракрасными лучами).
ХРОМОМАГНЕЗИТ , огнеупорный материал, изготовленный из смеси хромита (не менее 40%) и обожженного магнезита. Высокая огнеупорность (св. 2000 °C). Применяют главным образом в агрегатах черной металлургии, в цементных печах.
ЖУЖЕЛИЦЫ , семейство жуков. Длина от 1,2 мм до 9 см. Ок. 25 тыс. видов. Распространены от арктических районов до тропиков. В основном хищники, питающиеся почвенными беспозвоночными (красотелы и др.), бомбардиры паразитируют на куколках других жуков. Некоторые, напр., хлебная жужелица, повреждают сельскохозяйственные культуры. 19 охраняются.