Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 36

Методисты Безругих М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал (а не был разным в буквах « », « », « » и так далее). В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, « » - черта с закруглением внизу, « » - черта с закруглением вверху и внизу, « » - овалы, « » - правые и левые полуовалы. Есть еще « » - начальный элемент букв , , , короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз - , точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на вид» элемент « » пишется по-разному в буквах , , . Основные элементы заглавных букв: « » - прямая черта, « », « » - черта с закруглением внизу и влево, « » - овалы, « », « » - полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.

«Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы еще до того, как он будет учиться писать их», - считают Безрких М.М. и Хохлова Т.Е. Он может сделать это самостоятельно, сначала на примере самых простых букв - , , , , , и так далее. Для конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти общие элементы в разный буквах и составить буквы из прямых элементов. Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр компьютеры [9, с.20].

т.О., не только Н.Г. Агаркова предлагает принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв. С ней согласны Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Разница лишь в том, что каждый методист выделяет свои группы букв.

И, наконец, дадим характеристику последнему, третьему принципу, выделенному Н.Г. Агарковой. Это логический принцип группировки письменных букв.

Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

КОЛЕТ (от франц . collet - воротник), в русских и некоторых европейских армиях в 18 - нач. 20 вв. кирасирский короткий застегивающийся на крючки мундир из лосины, кирзы или сукна белого или палевого цвета.

ЯМАГАТА Аритомо (1838-1922) , маршал Японии, в 1889-91 и 1898-1900 премьер-министр. Во время русско-японской войны 1904-05 начальник Генштаба. С 1909 председатель Тайного совета (гэнро).

ЧЕРНЬ (ниелло) (итал . niello, от лат. niger - черный), черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).