Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 35

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных [4, с.32]. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы [Глава 2, п.2], что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это прежде всего прощания: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Реализуется этот принцип в идентичности формы буквенного знака и последовательности изображения. Так, все буквы, имеющие в своем составе овал ( _), прямую линию с четвертым овалом ( _) и линии с петлей, переходящий в строчный овал ( ), имеют лишь один вариант начертания, в котором используется прием нижнего повтора.

Такой подход избавляет ученика от нежелательного переваривания на дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма, предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка, основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.

Формирование автоматизированности графического и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков [4, с.34]. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква « » строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с закруглением с одной стороны и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3 группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с закруглением с двух сторон и в седьмую – по прямой.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ , то же, что почечнокаменная болезнь.

ВУНДЕРКИНД (нем . Wunderkind - чудо-ребенок), высокоодаренный ребенок (иногда ироническое).

БУРЖ (Bourges) , город в Центральной Франции, административный центр департамента Шер и исторической области Берри. 79 тыс. жителей (1990). Авиационная промышленность. Собор Сент-Этьенн (ок. 1190 - ок. 1280), готические и ренессансные дома (в т. ч. Жака Кера, между 1443-51).