Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)Страница 3
3) выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфических навыков в методической науке;
4) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернативных методик обучения письму;
5) проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;
6) проанализировать УМК по данной проблеме;
7) проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.
В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:
- знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
- осознает важность педагогических принципов обучения письму;
- имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
- знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков;
- выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам;
- анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы; практические: наблюдение, формирующий эксперимент, контрольный срез.
Базой исследования послужила абаканская средняя общеобразовательная школа №11, 2б класс.
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
- чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
- психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС , единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. - наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.
ШКОЛЫ ФЗУ , см. Фабрично-заводского ученичества школы.
ХАРЬКОВСКО-КИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО , тайная организация на Украине в 1856-60. До 100 членов (Я. Н. Бекман, М. Д. Муравский и др.). Программа: уничтожение крепостного права, установление республики, бесплатное образование на родном языке. Рукописные листовки, организация воскресных школ, связь с "Колоколом". 22 члена арестованы, высланы на Север.