Формирование личности в подростковом возрасте
Формирование личности в подростковом возрасте
Страница 3

Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека.

Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.

О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему»1.

Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.

Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Следовательно, учащийся является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, в какой он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности.

1.2. Структура личности и ее особенности.

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЕКТОР , безлинзовое устройство, создающее увеличенное изображение поверхности, эмиттирующей электроны. Эмиттированные катодом (в виде острия) электроны (автоэлектронная эмиссия) ускоряются сильным радиальным электрическим полем и, попадая на внутреннюю поверхность камеры, покрытую флуоресцирующим слоем, создают увеличенное изображение острия.

ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (р . 1931), российский государственный деятель, первый президент Российской Федерации (избран на всеобщих выборах 1991). В 1996 избран на второй срок. Окончил Уральский политехнический институт (Свердловск); с 1955 работал в строительных организациях, с 1963 главный инженер, начальник Свердловского домостроительного комбината. В 1968-88 на партийной работе: с 1976 1-й секретарь Свердловского обкома. С 1985 1-й секретарь МГК КПСС. В 1989 при поддержке демократического движения был избран депутатом Съезда народных депутатов СССР. В 1990 вышел из КПСС. В 1990-91 Председатель Верховного Совета РСФСР. В августе 1991 возглавил сопротивление антидемократическому путчу Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В декабре 1991 подписал совместно с руководителями Белоруссии и Украины соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении существования СССР. С 1992 Ельцин осуществляет руководство экономическими и политическими реформами в России. В сентябре 1993 по указу Ельцина "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" распущен Верховный Совет Российской Федерации, ликвидирована система Советов. Ельцин - инициатор разработки новой Конституции Российской Федерации (принята в декабре 1993). Книги: "Исповедь на заданную тему" (1990), "Записки президента" (1994).

НАМАНГАН , город в Узбекистане, центр Наманганской обл., в северной части Ферганской долины. Железнодорожная станция. 319,2 тыс. жителей (1991). Легкая (хлопкоочистительная, текстильная, обувная, швейная и др.), пищевкусовая, машиностроительная (в т. ч. электротехническая) промышленность; химический завод и др. Педагогический институт. 2 театра. 2 музея (в т. ч. краеведческий). Известен с кон. 15 в.