Формирование личности в подростковом возрасте Формирование личности в подростковом возрастеСтраница 14
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка может быть очень благотворным.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным.
КОНТИНЕНТ , то же, что материк.
БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 16 .4-8.5.1945, во время Великой Отечественной войны. Советские войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов (Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев) прорвали оборону немецких войск на рр. Одер, Нейсе и Зеловских высотах, окружили крупные группировки немецких войск в Берлине и юго-восточнее Берлина, а затем в упорных боях ликвидировали их. 30 апреля советские войска штурмом овладели рейхстагом; 2 мая остатки берлинского гарнизона капитулировали. 8 мая представители германского командования подписали в Берлине акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.
МАДЖИ-МАДЖИ ВОССТАНИЕ 1905-07 , восстание в германской Вост. Африке против колониального гнета. Название связано с поверьем о чудодейственной силе снадобья из воды и зерен сорго ("маджи-маджи"), которое, как думали повстанцы, спасет их от пуль врага. Подавлено германскими войсками.