Формирование личности в подростковом возрасте Формирование личности в подростковом возрастеСтраница 14
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка может быть очень благотворным.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным.
ТАЖИБАЕВ Абдильда (р . 1909), казахский писатель, народный писатель Казахстана (1985). Сборники лирических стихов "От всего сердца" (1949), "Острова" (1958), "От вчерашнего к сегодняшнему" (1964). Поэмы, пьесы (сборник "Любящие сердца", 1964). Повесть "Когда письма заговорят" (1980). Труды по истории казахской литературы.
ЖИДКИЕ ДИЭЛЕКТРИКИ , жидкости с высоким удельным электросопротивлением (~1010 Ом·см). Наибольшее применение имеют минеральные масла (в трансформаторах, конденсаторах и т. д.).
ЕВДОКС КНИДСКИЙ (ок . 408 - ок. 355 до н. э.), древнегреческий математик и астроном. Впервые дал общую теорию пропорций. Представил движение планет как комбинацию равномерно вращающихся вокруг Земли 27 концентрических сфер. Сочинения Евдокса Книдского до нас не дошли.