Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Страница 15

Совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:

· воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности;

· проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека и определять его внутренний мир;

· определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;

· находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах н прошлом;

· видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.).

Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.

Умения собственно общения

На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, поставить себя на их место, идентифицироваться с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

УМИТБАЕВ Мухамедсалим (1841-1907) , башкирский ученый-просветитель, педагог, поэт. Труды по истории, литературе, языку и фольклору башкирского народа, учебники для начальной школы, переводы педагогических трудов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

ХИЛА (Gila) , река на юго-западе США, левый приток р. Колорадо. 1040 км, площадь бассейна 150 тыс. км2. В нижнем течении пересыхает. Средний расход воды 15 м3/с. Крупные плотины: Кулидж и Гиллеспи.

ВОРОНКОВ Михаил Григорьевич (р . 1921), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Основные труды по кремний- и сераорганическим соединениям.