Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 21

Большинству детей с ЗПР присуща повышенная тревожность по от­ношению к взрослым, от которых они зависят (Е.С.Слепович [46]). В силу того, что они уже успели показать свою несо­стоятельность в различных видах деятельности, взрослый - это человек, представляющий определенную угрозу, человек, который наказывает за любую неудачу или проступок.

Неблагоприятные социально-педагогические условия развития, скла­дывающиеся вне коррекционного воспитания и обучения, не дают детям с ЗПР возможности приобрести необходимый опыт общения с взрослы­ми, который непосредственно подготавливает возникновение общения со сверстниками.

Исследования процесса общения дошкольников с ЗПР (Е.С.Слепович [46]) показывают, что у них снижена потребность в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Общение с взрослым носит, в основном, деловой характер. Личностное общение с взрослым встреча­ется значительно реже. Содержанием общения старших дошкольников с ЗПР является практическое, деловое сотрудничество с взрослым. Обще­ние на основе познавательных мотивов занимает небольшое место. На­ряду с ведущим средством общения - речью, большую роль играют экс­прессивно-мимические акты.

Таким образом, общение детей с ЗПР с взрослыми находится на бо­лее низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся свер­стников. Однако экспериментально доказано, что уровень общения с взрослыми и сверстниками у детей с ЗПР значительно выше, чем у дошкольников с недоразвитием интеллекта: они более адекватно строят свои отношения с незнакомым взрослым, проявляют большую инициа­тиву в свободном, не ограниченном рамками эксперимента общении с взрослым (Ж.Н.Головина [14]).

У детей с ЗПР, несмотря на крайне низкие средние показатели, кото­рые также свидетельствуют о сниженной потребности в общении, со­храняется поступательный характер развития деятельности общения от низших форм к высшим (Ж.Н.Головина [14]).

Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, ко­гда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный ха­рактер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игру "рядом", чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Очень редко инициати­ву в организации игры брал на себя ребенок.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

ЦАХУРСКИЙ ЯЗЫК , см. Дагестанские языки.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.

ХОПКИНС (Гопкинс) Фредерик Гоуленд (1861-1947) , английский биохимик, основатель научной школы, член (1905) и президент (1930-35) Лондонского королевского общества, иностранный почетный член АН СССР (1934). Открыл витамины А и D, глутатион. Установил накопление молочной кислоты в работающей мышце. Нобелевская премия (1929).