Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 19

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что при­водит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываю гея неадек­ватными и не способствуют продолжению общения.

Специальная педагогика и психология рассматривает общение как одно из средств коррекции нарушений развития, и в отдельных случаях отводит ему первостепенное значение. Примером служат уникальные случаи воспитания слепоглухонемых детей, когда общение ребенка с взрослым становится единственным способом формирования у него че­ловеческой психики (А.И.Мещеряков [2]).

Значительная роль отводится общению в воспитании и обучении де­тей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности. Экспериментально установлено, что ос­новным средством коррекции отклонений в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение (Л.Л.Катаева, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева и др.). Современная дидактика определяет обучение как двусторонний процесс взаимодей­ствия педагоги и ребенка с целью формирования знаний, умений и навыков. Взаимодействие взрослого и ребенка осуществляется через ме­ханизм общения.

Становление и развитие речи у этой категории детей, как и у их нор­мально развивающихся сверстников, совершается в неразрывной связи с овладением различными видами детской деятельности. Полому чрез­вычайно важно, чтобы при организации коррекционной работы, на­правленной на развитие речи ребенка с интеллектуальной недостаточ­ностью, учитывался генезис формирования детской деятельности. Об­служивающий характер речи обусловлен тем, что она возникает и раз­вивается в тесной связи с освоением им, прежде всею, предметно-игровой деятельности, в том числе, сюжетно-ролевой игры.

По мысли Л.С.Выготского [9], в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осущест­вление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуж­дает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

РЕДУЦИРОВАННЫЕ (от нем . reduzieren - уменьшать, сокращать),1) "еры", сверхкраткие гласные фонемы древних славянских языков, которые обозначались буквами ъ - "ер" и ь - "ерь".2) Любые сверхкраткие звуки (как позиционные варианты, так и самостоятельные фонемы; см. Редукция в языкознании).

ЖЕНЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ глав правительств 1955 (18-23 июля) . Главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции обсудили германский вопрос, вопрос о европейской безопасности, о разоружении, о развитии контактов между Востоком и Западом.

ЕРТОВ Иван Данилович (1777-1828) , русский самоучка, любитель астрономии, первый российский космогонист. В книге "Начертание естественных законов происхождения Вселенной" (1798-1800), представляющей популярную энциклопедию, изложил свою гипотезу формирования звезд и планет.