Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 19

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что при­водит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываю гея неадек­ватными и не способствуют продолжению общения.

Специальная педагогика и психология рассматривает общение как одно из средств коррекции нарушений развития, и в отдельных случаях отводит ему первостепенное значение. Примером служат уникальные случаи воспитания слепоглухонемых детей, когда общение ребенка с взрослым становится единственным способом формирования у него че­ловеческой психики (А.И.Мещеряков [2]).

Значительная роль отводится общению в воспитании и обучении де­тей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности. Экспериментально установлено, что ос­новным средством коррекции отклонений в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение (Л.Л.Катаева, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева и др.). Современная дидактика определяет обучение как двусторонний процесс взаимодей­ствия педагоги и ребенка с целью формирования знаний, умений и навыков. Взаимодействие взрослого и ребенка осуществляется через ме­ханизм общения.

Становление и развитие речи у этой категории детей, как и у их нор­мально развивающихся сверстников, совершается в неразрывной связи с овладением различными видами детской деятельности. Полому чрез­вычайно важно, чтобы при организации коррекционной работы, на­правленной на развитие речи ребенка с интеллектуальной недостаточ­ностью, учитывался генезис формирования детской деятельности. Об­служивающий характер речи обусловлен тем, что она возникает и раз­вивается в тесной связи с освоением им, прежде всею, предметно-игровой деятельности, в том числе, сюжетно-ролевой игры.

По мысли Л.С.Выготского [9], в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осущест­вление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуж­дает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

БЕРНЕТ (Burnet) Фрэнк (1899-1985) , австралийский вирусолог и иммунолог. Описал возбудителя ку-лихорадки. Труды по экологии вирусов. Один из авторов т. н. клонально-селекционной теории иммунитета. Исследовал механизмы аутоиммунных болезней. Нобелевская премия (1960, совместно с П. Б. Медаваром).

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ , музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитары, электроорганы и др. Применяются главным образом в эстрадной и рок-музыке.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от теле ... и слова "видение"), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов изображения (выдвинут в кон. 19 в. португальским ученым А. ди Пайва, А. de Paiva, и независимо от него российским ученым П. И. Бахметьевым), согласно которому в пункте передачи производят преобразование элементов изображения в последовательность электрических сигналов (анализ изображения) с последующей передачей этих сигналов по каналам связи в пункт приема, где осуществляют их обратное преобразование (синтез изображения). До 30-х гг. 20 в. телевидение развивалось по пути использования для анализа и синтеза оптико-механических устройств (начало их разработки положил немецкий инженер П. Г. Нипков, в 1884). В сер. 30-х гг. появились первые системы электронного телевидения (прообразы современных), в которых эти операции стали осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Развитие современных систем телевидения связано с повышением четкости изображения (телевидение повышенной и высокой четкости), увеличением помехоустойчивости (кабельное телевидение) и дальности действий (спутниковое телевидение). С сер. 80-х гг. ведется разработка систем цифрового телевидения.Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной, рекламной); оно применяется также в научных, организационных, технических и др. прикладных целях, напр., в промышленности и на транспорте (диспетчеризация, контроль), при космических и ядерных исследованиях, в медицине.