Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 20

Однако у большинства детей с интеллектуальным недоразвитием речь не способствует организации игры. Обычно они произносят небольшие отрывки стихотворений, песен, отдельные слова или звукосо­четания (Д.Й.Аугене [1]).

Некоторые исследования (Д.Й.Аугене [1]) свидетельствуют об опреде­ленных возможностях продвижения дошкольников с недоразвитием ин­теллекта в речевом развитии. В процессе целенаправленного обучения сюжетно-ролевой игре у детей происходят существенные сдвиги в са­мостоятельном вербальном общении. Значительно уменьшается количе­ство детей с ситуативно-деловой формой общения. Соответственно больше становится дошкольников, пользующихся внеситуативно-познавательной формой общения. Однако никто из воспитанников не смог овладеть высшей внеситуативно-личностной форме общения.

Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сю-жетно-ролевым играм, значительно обогащало речевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего, это сказалось в том, что у них появилось стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окру­жающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения. Игра обеспечивала мотивацион-но-потребностный план речевой деятельности, явилась условием для овладения детьми разнообразными средствами речевой коммуникации.

Данные, полученные в процессе длительного педагогического экспе­римента с дошкольниками недоразвитием интеллекта (Н.Д.Соколова, Д.Й.Аугене [1]), свидетельствуют, что развитие речи у этой категории де­тей осуществляется, прежде всего, в русле ведущей деятельности, по­скольку именно в ходе овладения ею у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. Наличие потребности в речевом общении является важнейшим условием для возникновения и развития речи у умственно отсталых детей.

Таким образом, игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития вер­бального общения детей с интеллектуальной недостаточностью. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом своеобра­зия психической деятельности воспитанников и их потенциальных воз­можностей (Д.Й.Аугене [1], Н.Д.Соколова).

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей осо­бенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей (Е.С.Слепович [44], У.В.Ульенкова [48]). Од­нако с другой стороны, дефицит в общении с окружающими значитель­но усугубляет имеющиеся у этих детей нарушения познавательной дея­тельности (Е.С.Слепович [45]).

На протяжении первых лет жизни дети с ЗПР, как правило, имеют очень ограниченный круг общения с взрослыми, что обусловлено низ­ким культурным уровнем, неблагополучием их семей. Отрицательное влияние на формирование потребности в общении оказывает недоста­точное разнообразие видов контактов детей с ЗПР с взрослыми, которые за ними ухаживают. Идя на поводу у пассивности такого ребенка, роди­тели часто ограничивают общение с ним удовлетворением его биологи­ческих потребностей. Самостоятельная деятельность ребенка с ЗПР ог­раничивается как дома, так и в дошкольном учреждении. Инициатива к вступлению в контакт от таких детей исходит не часто, воспитатели же в массовых детских садах сами редко общаются с ними.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

ИЮНЬСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1917 , российских войск Юго-Западного фронта 18-30.6(1-13.7) во время 1-й мировой войны. Предпринято Временным правительством по требованию союзников активизировать военные действия против германских и австро-венгерских войск. 6-15 (19-28) июля австро-германские войска нанесли контрудар и июньское наступление окончилось поражением российских войск.

ФЮЗЕЛЯЖ (франц . fuselage, от fuseau - веретено), корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и (иногда) шасси. В фюзеляже обычно размещаются экипаж, пассажиры, грузы, оборудование.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат . determino - определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.